Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:

ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЮЩИМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ФОРУМЕ!!!
Проблема с активацией аккаунта? Напишите на ( ignel(гав)mail.ru, ICQ 50389649 ), указав свой ник и адрес, с которого регистрировались.
Не забываем заглядывать в правила форума. Незнание правил не освобождает от ответственности!
Не забываем заглядывать в Раздел ТБ. Знание правил может спасти жизнь.

Есть вопросы по использованию форума? Ищите ответы в FAQ (ЧаВО). Там много полезного.
Ищете интересные материалы? Путеводитель по мастер-классам от наших форумчан

Расширенный поискРасширенный поиск  
Поиск с главной страницы ищет по всему форуму, поиск в конкретном разделе ищет только по этому разделу, поиск в конкретной теме ищет только в этой теме.

Автор Тема: Советские производители инструмента: качество и клеймо.  (Прочитано 742174 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр_В_Р

  • Больше 20 сообщений
  • **
  • Сообщений: 40
  • Возраст: 46
  • Из: Волгоград
И рад бы опознать хоть одно, дабы внести посильный вклад, но оказалось это не так просто  :scratch_one-s_head:. Будем искать.
Часть уже нашли, просто таблицу не обновляли пока.
№1. Вознесенский завод «Красный техник» (Украина, Николаевская обл. г.Вознесенск, ул.Октябрьской Революции, д48.).
№2. Что-то смутно знакомое. Надо вспомнить.
№3. Одно из клейм Уральского ремонтного завода (и, блин, опять 12х14).
№4. Давно в розыске. Пока безрезультатно.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Станиславъ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Возраст: 38
  • Из: Санкт-Петербург
Благодарю за помощь!  :good:
По поводу 4-го, есть подозрение что все это вариации одного и того же. Крайнее клеймо справа - с топора, увы, не определенное.


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
"Запорожское производственное объединение "Моторостроитель" Ключ универсальный.

  Клещи переставные (производитель называет - "ключ универсальный", а в ГОСТе вообще называются - "плоскогубцы регулируемые"  :) ) и ключи трубные рычажные изготовляет Лебединский моторостроительный завод. Наборы ключей ("рожковые", "накидные", комбинированные, головки торцовые, вороток и т.д.) и ключи тарированные - выпускает Снежнянский машиностроительный завод.
ТЗ (и старый и новый) - единые, принадлежащие всему производственному объединению ("Моторостроитель"//"Мотор Сич").




Позже добавлено автором:
Буква В в ромбе, с низу буквы треугольник


Это старый товарный знак Луганского станкостроительного завода.






Позже добавлено автором:
Добавлю в копилку на опознание.

Клеймо на первом ключике очень похоже на ТЗ Ленинградского завода "Большевик" - видимо, он и есть.

Фото ключика со вторым клеймом как-то выкладывали на ЧИПе,  если считать, что правильное позиционирование клейма при вертикальном расположении ключа, то читаются буквы "ЧОЭ". Ч...ий опытно-экспериментальный [завод] (или что-то в этом роде)?  Слабые места версии - отсутствие в логотипе буквы "З" и развёрнутость на 90 градусов по отношению к литере "Д". Но всякое бывает. Помню немного пытался гуглить варианты "Ч...ского опытно-экспериментального завода", нагугливались какие-то, но не попался хороший вариант - такой, чтобы ключи выпускал.

Третий - штампованный "семейник" - видимо, из ЗИПа какого-то изделия. Кабы выяснить к чему он прилагался ...  :dash2:  По буквам "РСМ" приходит в голову - "Ростсельмаш" (и "Н/Д", меньшего размера, но расположенные на одной строке с "Р, можно  :) теоретически трактовать как "на-Дону". Кстати, а ниже там что за знаки? Вроде "V", а слева от неё что? "I"? Латинская цифра четыре "IV"? Или что-то другое?), но на том товарном знаке "Ростсельмаша", который мне знаком, расположение букв иное.   :no:
 




Позже добавлено автором:
Шестое клеймо, "М в С" -  похожее (относительно) видел на крышке редуктора ручной дрели. Производитель неизвестен. Подобный товарный знак ("М в С")  был у Харьковского завода "Серп и молот".

Фотки прикрепить не могу, т.к. исчерпал лимит фоток-вложений для одного сообщения (10 шт.), нужно ждать сообщения другого форумчанина, после него смогу прикрепить к своему новому сообщению.  Через галерею не загружаю, т.к. у меня проблемы - не всем видны мои загруженные в неё фотки.
Надеюсь, что хоть фотки, которые я просто прикрепляю вложениями, видны другим форумчанам.  :D  Или нет?


На седьмом клейме буквы "Риз" или я ошибаюсь? Когда-то так - РИЗ (ремонтно-инструментальный завод) называлось производство, которое выпускает инструмент для завода КАМАЗ (ныне - КАМАЗинструментспецмаш). Не знаю, выпускали ли они ключи. Но этот ключ тоже простенький штампованный, из ЗИПа какого-то изделия, явно не для автомобиля. Кстати, интересно, какими гаечными ключами комплектуются инструментальные сумки автомобилей КАМАЗ - может быть кто-то из форумчан знает или имеет возможность посмотреть/спросить?   :help:


Цитировать
ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» - дочернее предприятие АО «КАМАЗ». Днём рождения предприятия принято считать 13.12.69, однако официально датой основания является 30.11.70 – дата назначения управляющего ремонтно-инструментальным производством (РИП).

РИЗ. Ремонтно-инструментальный завод
С октября 1971 г. на территории строительной базы начинает работу первый механо-монтажный цех, выполняющий заказы строительных и монтажных организаций, строящих КАМАЗ.

28.03.73 РИП переименовывается в ремонтно-инструментальный завод – РИЗ.

РИЗ обеспечивает заводы КАМАЗа инструментом, оснасткой, пресс-формами для РТИ и деталей из пластмассы, для изготовления нестандартного оборудования, в т. ч. для строительных организаций, капремонта технологического оборудования. Изготавливает и запасные части для оборудования.

Общая площадь цехов РИЗ составила 344 тыс.кв. метров, на которых размещено 4500 ед. отечественного и импортного оборудования. Выпускается продукция на 165 млн. руб.

КИСМ. ОАО "КАМАЗинструментспецмаш"
Акционирование комплекса заводов КАМАЗ привело к созданию ОАО "КАМАЗинструментспецмаш"

Номенклатура продукции ОАО КИСМ охватывает все виды специального, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента, оснастки, контрольных приспособлений, пневмоинструмента. Сотни тысяч единиц продукции поставлялись по стране и за рубеж. Продукция прочно завоевала репутацию высокачественной, а КИСМ – репутацию надежного партнера.

В настоящее время, на ряду с перечисленным, КИСМ предлагает изготовление стендов, запасных частей для ремонта оборудования, осуществляет капитальный ремонт технологического оборудования.

Современное оборудование. Прогрессивные технологии
Технологии производства КИСМ - это прогрессивные методы обработки: профильная, алмазная, электроэрозионная, напыление износостойких покрытий.

Станочный парк ОАО КИСМ – это отечественное и импортное оборудование, автоматы и полуавтоматы, обрабатывающие центры, станки с ЧПУ.

Квалифицированный персонал, работающий на оборудовании фирм «ELB-SCHLIFF», «STEINEL», «МАНО», «DECKEL» /Германия/, «MIKRON»/Швейцария/, «GLEASON» /США/, фирм Англии, Франции и Японии производит продукцию высочайшего качества.

Сборный твердосплавный инструмент выпускается по технологии концерна «SANDVIK-COROMANT» (Швеция). Монолитные твердосплавные фрезы цилиндрические и конические со сферическим торцом, с плоским, с фаской, торцом с радиусом скругления (торовые), монолитные твердосплавные сверла цилиндрические и ступенчатые с 12 типами заточек – эта продукция КИСМ отличается надежностью и высоким качеством изготовления.

Пневмоинструмент для слесарно-сборочных операций проектируется и производится по лицензии фирмы «DEUTCHE-GARDNER-DENVER» (Германия), входящей в холдинг Cooper Power Tools.

На заводе работают более 200 станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Высокоскоростные обрабатывающие центры «MITSUBISHI» (Япония) позволяют производить механическую обработку изделий с конфигурацией любой сложности. Точность обработки достигает 5 микрон, а качество позволяет снижать доводочные и шлифовальные работы в 3-5 раз.
КИСМ сотрудничает с такими компаниями, как: “Sandvik-MKTS”, ISKAR, GUHRING.

ссылка

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Станиславъ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Возраст: 38
  • Из: Санкт-Петербург
Клеймо на первом ключике очень похоже на ТЗ Ленинградского завода "Большевик" - видимо, он и есть

Стопроцентное попадание   :good: сразу же нагуглил идентичное изображение на музейной табличке, но дойдя до фоток, вижу что и здесь вы меня опередили  :D (кстати все фото видны).

Третий - штампованный "семейник" - видимо, из ЗИПа какого-то изделия. Кабы выяснить к чему он прилагался ...  :dash2:  По буквам "РСМ" приходит в голову - "Ростсельмаш" (и "Н/Д", меньшего размера, но расположенные на одной строке с "Р, можно  :) теоретически трактовать как "на-Дону". Кстати, а ниже там что за знаки? Вроде "V", а слева от неё что? "I"? Латинская цифра четыре "IV"? Или что-то другое?)

Возможно это частично проштампованная IV, может V c артефактом, не понять... Посмотрел ключик, визуально видно все то же, что передает фото.

Шестое клеймо, "М в С" -  похожее (относительно) видел на крышке редуктора ручной дрели. Производитель неизвестен. Подобный товарный знак ("М в С")  был у Харьковского завода "Серп и молот".

Второй вариант ближе, ключик точно советского производства, возможно - один из вариантов изображения аббревиатуры СМ. Но похожих пока не нагуглил.

На седьмом клейме буквы "Риз" или я ошибаюсь?

Вопрос на миллион долларов  :undecided1: Действительно буква Р просматривается, но она вписывается в рисунок над буквами ИЗ и понимать ее можно двояко.

За это сообщение сказали "спасибо":


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
(кстати все фото видны)

 :thank_you:
Второй вариант ближе, ключик точно советского производства, возможно - один из вариантов изображения аббревиатуры СМ. Но похожих пока не нагуглил.

Пусть Вас не смущает текст на латинице по ссылке. Автор блога - форумчанин MrRiff, коллекционер ручных дрелей из Эстонии, значительная часть его коллекции - дрели советского происхождения (дрелька с лого "М в С", вероятно, тоже).    1, 2

За это сообщение сказали "спасибо":


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
   Меня давно смущает буква "Н" в клейме, определяемом как знак Могилевского завода "Строммашина". С буквами "С", "З" и "М" всё понятно. Вот, кстати, их значение в заявке на регистрацию ТЗ от 2011 описано. Но как я не пытался "приткнуть" куда-нибудь букву "Н", у меня так и не получилось понять что она может означать. Кроме как на топорах, нигде больше не попадалось клеймо с буквой "Н". Везде (на сайте предприятия, в записи о регистрации ТЗ, на здании завода, значках) буквы "Н" нет. Но может быть она была на ТЗ когда-то раньше, а затем её убрали? Но вот фото клейма на топоре (вроде, 1972) и фото шильдика (вроде, 1968): на топоре буква "Н" есть, а на шильдике - нет.  Кстати, клеймо какое-то кривоватое, клеймо 1955-го  значительно ровнее.
  Напрашивается вывод, что клеймо на топорах принадлежало не Могилевскому заводу "Строммашина", а какому-то другому производителю? Но как они похожи!  Может быть у Могилевского завода был какой-нибудь филиал на "Н" (или что-то в этом роде)? Пытался найти упоминание, что Могилевский завод изготовлял топоры, но не смог - хотя это, конечно, ни о чём не говорит. Кстати, на сайте завода есть слесарные тиски и рубанки - может быть они есть у кого-нибудь, интересно было бы взглянуть на фото реальных изделий и клейм на них?
  Можно попробовать прояснить эти вопросы (выпускали ли они топоры, если - да, то в какие годы и признАют ли они клейма на топорах своими), связавшись с заводом. Может быть кто-нибудь из форумчан возьмётся написАть на завод?


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
Попались фото щипцов-трансформеров для колки орехов. Клеймо на рукоятке похоже на неопознанное клеймо № 17B в старой таблице неопознанных клейм. На клещах цена 1р20к, на клейме из таблицы - 70к. Возможно, более ранний выпуск или вообще с другого изделия.


Опытно-экспериментальный завод металлических хозяйственных изделий (Москва). ТЗ



Оффлайн Табатёр

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 680
  • Возраст: 38
  • Из: Рязань
    Намедни, ко мне в «личке» обратился Барнаулец (Barnauletz) — его очень заинтриговало клеймо на топоре, которое представил форумчанин OKEAH с дружественного форума «Оружейный портал» в теме «Вопросы по клеймам на топорах СССР».

Цитата: OKEAH 20-12-2015 21:52
    Нашёл топор в гараже, буквы не все читаемы. Оставил на даче, замерить и сделать фото общим планом не догадался.
    Лезвие прямое, топорище не родное. Чётко можно разглядеть клеймо — топор перечёркнутый топорищем. Вроде бы сверху — буквы Т/Д. Надписи на русском.
    Что это может быть за топор?


Details

   
    Несколько дней мы с Барнаульцем крутили-вертели это клеймо, частично его разгадали и я уже с воодушевлением дописывал сообщение… Да зачем-то залез в тему «Русскiй топоръ» попутного форума «О ножах по-русски». Тьфу! Всё труды коту под хвост.
    В таких огорчениях я всегда вспоминаю Трурля, Клапауция и «Крепкую взбучку». Но, всё же, жалея о потраченном времени, выложу наши изыскания, может быть для кого-то они будут любопытны?  :embar:
   
РЕБУС БАРНАУЛЬЦА
    Поначалу я самонадеянно воскликнул «Элементарно, Ватсон!», но ребус оказался не так уж прост.
    Начнём с того, что клейма по бокам надписи это не «топор, перечёркнутый топорищем», а топор, скрещённый с втульчатым долотом.
    «Т/Д» Барнаулец совершенно верно расшифровал как «Торговый Домъ», а, следовательно, топор дореволюционный, и поскольку он не сильно уточен, то его хозяина можно поздравить с прекрасным антиквариатом: старинные клеймёные русские топоры — редкая птица.
    Торговые дома часто называли по именам их владельцев: «Мюр и Мерелиз» или «Теребин и сыновья». Начать разгадку легче с нижней строки, в ней сохранилось больше букв.
    Я её читаю как — **ДШИБИ***. В начале такой сложной фамилии наверняка стоит приставка. На ум приходит пара, содержащая букву Д это «над» и «под» — НАДШИБИ*** и ПОДШИБИ***. После буквы И стоит буква, от которой остался только косой штрих: либо А, либо К, либо Л, либо Х. Так как после гласной буквы И ожидается согласная:

НАДШИБИК**   ПОДШИБИК**
НАДШИБИЛ**   ПОДШИБИЛ**
НАДШИБИХ**   ПОДШИБИХ**

   С вероятностью в 99,9% эта фамилия принадлежит Подшибихиным, уроженцам деревни Молявино Детковской волости Горбатовского уезда Нижегородской губернии.

Цитата: Весовых дел мастера Подшибихины
    В начале ХХ века среди её (фамилии) обладателей было известно не менее пяти человек, зарегистрированных в государственной метрологической службе в качестве самостоятельных производителей весовых приборов.
    Наиболее крупным являлось предприятие Константина Андреевича Подшибихина (1850-1906), уроженца вышеназванной деревни, который когда-то вместе с односельчанами сам трудился над изготовлением весов. К началу 1880-х годов, благодаря природному коммерческому складу он выбился в люди, завёл «в собственном доме заведение для выделки весовых коромысел», где постоянно трудились четыре человека. Работали на него в своих избах и крестьяне соседних деревень Горбатовского и Муромского уездов. Сам же он полностью сосредоточился на торговле, оборот которой достигал 12'000 рублей.

   
   
    Осенью 1880 года молодой предприниматель испросил у Министерства финансов право накладывать на изделия свой особый фирменный знак. Несмотря на то, что отзывы современников о производимых в заведении весах были далеко не лестными — «коромысла из склада молявинского скупщика годятся разве только для того, чтобы обвешивать покупателя, а не узнавать истинный вес товара», — дела у предпринимателя быстро шли в гору.
    Поднакопив капитал, переехал он в Павлово, приписался к горбатовскому купечеству, а заведение своё заявил под именем «Фабрика стальных изделий». Вот только отнести её к предприятию, основанному на машинном труде, едва ли было возможно. Она по-прежнему была рассеяна по крестьянским избам. В селе Панине Горбатовского уезда на начало ХХ века значилось за ним восемь кузниц, где наряду с заготовками весовых коромысел мастера ковали еще топоры и долота. Изготовленные вчерне детали весовых приборов через раздаточные конторы поступали надомникам (по официальным данным того же времени, работало на него 38 кустарей), которыми окончательно отделывались и собирались.
    Только в 1911 году наследники купца поставили в каменном корпусе нефтяной двигатель мощностью 30 лошадиных сил, но использовался он главным образом при шлифовке изделий. Тем не менее, уже это улучшило внешнюю отделку весовых коромысел и позволило сотрудникам поверочной палатки №4 отнести владельцев фабрики к числу наиболее добросовестных скупщиков, что, впрочем, было дополнительно обусловлено более высокой по отношению к другим предпринимателям оплатой труда кустарей.
    Применяемые К. А. Подшибихиным, а позднее и его наследниками фирменные знаки для клеймения продукции воспроизводили внешний вид выпускаемых изделий. Один представлял собой изображение скрещённых топора и долота, другой воссоздавал весовое коромысло.

   В самой нижней строке клейма от названия села остались неясные очертания букв — П*ВЛ***, несомненно, это село Павлово, ныне — любезный нам город Павлово-на-Оке.
   Кроме весов, долот и топоров Подшибихины в годы Первой Мировой войны брали подряды на изготовление пехотных лопат. Клеймили их инициалами Ивана Константиновича Подшибихина — «И.К.П.», который приходился Подшибихину-старшему сыном.


   В клейме на подшибихинских весах стоит уже знакомый нам характерный значок номера (№) — по номерам различали модели весов.

   
   После Революций точно такой же значок появился в клейме Озябликовской артели №1. Теперь ясно, откуда растут ноги у этой завитушки! Деревня Озябликово (Озяблицкий или Зяблицкий погост, Погостье) расположена рядом с Арефиным, километрах в двадцати от Павлова.
   Пора перейти к верхней фамилии. Я прочёл её как Л**ИПО* или А**ИПО**. От буквы, которая стоит перед И сохранилась только чёрточка: это могут быть буквы Б, Г, Е, П или Т. Забегая впрёд, признаюсь, что я упустил букву Л, понадеявшись на остроконечную первую букву фамилии!
   Если эта фамилия образована от имени, то самое время обратиться к православным именословам мужским и женским. Слог ТИП содержат имена КСАНТИППА, АНТИПИЙ, АНТИП, АНТИПА, АНТИПАТР. А вот сочетаний БИП, ГИП, ЕИП и ПИП именословы не содержат.
   Поэтому самый подходящий вариант для верхней фамилии — «АНТИПОВЪ».
   Однако Барнаулец сделал мне уместное замечание, что для этой фамилии в надписи не хватает места для буквы Н.
   Ошибки в старых клеймах нередки. Например даже фамилию весового мастера гравёры штампов умудрились несколько раз переврать: встречаются клейма «ПОТШИБИХИНЪ» и «КОНСТЯНТИН ПОДШИБIХIНЪ, при том, что по правилам старой орфографии и-десятеричное (i) ставится только в начале слова, перед гласными и перед буквой Й.
   

   А если это не ошибка, а совсем другая фамилия? А если фамилия образована не от имени, а от какого-то предмета? В этом случае придётся взять словарь Ожегова и искать в нём: в каких словах встречаются слоги ИПО или ИЛО? Сизифов труд? Не совсем. Просто в текстовом редакторе надо задать регулярное выражение. Например, в «Ворде» это «А^?ИПО», где ^? — любой знак (кнопочка «Специальный» в нижней части окна поиска).
    Так я, довольно быстро, перебрал слоги вида А*ИПО, Л*ИПО, А*ИЛО, Л*ИЛО. Примерял подходящие слова к фамилиям: ВАВИЛОВЪ, ГРАБИЛОВЪ, КАТИЛОВЪ, КЛЕИЛОВЪ, ЛАДИЛОВЪ, ЛЕПИЛОВЪ, ЛИПОВЪ, НРАВИЛОВЪ, ПАРИЛОВЪ, ПРАВИЛОВЪ, САХАРИЛОВЪ, ХАЛИЛОВЪ, ХВАТИЛОВЪ… пока меня не осенило: если гравёр намеренно разряжал буквы верхней фамилии, а буквы длинной фамилии «Подшибихинъ» ему пришлось сжимать, то видимо он стремился к тому, чтобы эти строки были равны по ширине, для красоты. Поэтому верхняя фамилия должна быть короткой и симметричной относительно средней буквы П (Л) — ведь она расположена над союзои И, на оси симметрии клейма. Следовательно, окончание этой фамилии может быть только «-овъ», так как фамилию с длинным окончанием гравёру пришлось бы сжать!
   В итоге — кроме предполагаемой фамилии АНТИПОВЪ, в которой пропущена буква Н, эта строка может выглядеть:

А. БИПОВЪ, А. ГИПОВЪ, А. ЛИПОВЪ, А. ПИПОВЪ, А. ТИПОВЪ,
АБИПОВЪ, АГИПОВЪ, АЛИПОВЪ, АПИПОВЪ, АТИПОВЪ,
Л. БИПОВЪ, Л. ГИПОВЪ, Л. ПИПОВЪ, Л. ТИПОВЪ,
ЛЕИПОВЪ.

   Маловероятно, но если средняя буква не П, а Л, то фамилия может оказаться:

А. БИЛОВЪ, А. ГИЛОВЪ, А. ЛИЛОВЪ, Л. ПИЛОВЪ, А. ТИЛОВЪ,
АБИЛОВЪ, АГИЛОВЪ, АЛИЛОВЪ, АПИЛОВЪ, АТИЛОВЪ.


    Ошибкой оказалось то, что при изучении именников был пропущен слог ЛИП. А ведь в них есть имя АЛИПИЙ…
    Итак, в действительности на топоре выбито «Торговый домъ Алиповъ и Подшибихинъ с. Павлово».
   

   
    Ефим Евлампиевич Алипов проживал в Горбатовском уезде в Ворсме и занимался скупкой и перепродажей зерна. Немудрено, что его интересовало весовое дело.



Позже добавлено автором:
Меня давно смущает буква "Н" в клейме, определяемом как знак Могилёвского завода "Строммашина".
    Поиском по картинке ни Гугл, ни Яндекс клеймо с топора не находят.


    Но есть в Могилёве завод «Электродвигатель». Вот что пишут на его сайте о его основании:

Цитата: История Могилёвского завода «Электродвигатель»
      История Могилёвского завода «Электродвигатель» отсчитывается с момента основания его как металлообрабатывающего комбината, утверждённого Постановлением СНК БССР 28 декабря 1945 года.
    Первоначально предприятие располагалось на нынешней территории завода «Строммашина» и уже с начала 1946 года приступило к выпуску металлических изделий: строительной фурнитуры и предметов домашнего обихода. В те тяжелые послевоенные годы за пределы города и республики стали отправляться с маркой «МАК» дверные ручки и петли, задвижки и замки, ножи и вилки, сковородки и кастрюли, лампы и канистры, тарелки и лопаты, коньки «Снегурочка» и «Хоккей»… К 1952 году этих товаров выпускалось уже более 150 наименований.
    В 1952 году было начато производство первой в Советском Союзе унифицированной серии асинхронных двигателей типа АО.
    С 30 августа 1958 года металлообрабатывающий комбинат стал именоваться заводом «Электродвигатель».
    16 марта 1959 года завод обрёл свой символ —  зарегистрировал фирменный знак «МЭЗ» в ромбике.


    Может быть это клеймо завода до с 1946 по 1958 годы? Есть топоры с более поздними клеймами?
Всё, что происходит - это навсегда.

За это сообщение сказали "спасибо":


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
Табатёр! Спасибо за интересный рассказ и информацию, теперь стало понятно про партнёра Подшибихина.

есть в Могилёве завод «Элктродвигатель»


Да, я  читал о нём. Как на сайте Завода "Строммашина" в  "Истории завода" прочёл: 
Цитировать
В 1962 году заводу были переданы территория и цеха завода «Электродвигатель».

- так сразу пошёл гуглить про завод "Электродвигатель."

Может быть это клеймо завода до с 1946 по 1958 годы? Есть топоры с более поздними клеймами?


История Могилевского завода "Электродвигатель" отсчитывается с момента основания его как металлообрабатывающего комбината, утвержденного Постановлением СНК БССР 28 декабря 1945 г.
    Первоначально предприятие располагалось на нынешней территории завода "Строммашина" и уже с начала 1946 г. приступило к выпуску металлических изделий: строительной фурнитуры и предметов домашнего обихода. В те тяжелые послевоенные годы за пределы города и республики стали отправляться с маркой "МАК" дверные ручки и петли, задвижки и замки, ножи и вилки, сковородки и кастрюли, лампы и канистры, тарелки и лопаты, коньки "Снегурочка" и "Хоккей"… К 1952 г. этих товаров выпускалось уже более 150 наименований. Параллельно с производством ширпотреба с 1949 г. шла активная подготовка к освоению технически сложного изделия - асинхронного электродвигателя.
    В 1952 г. было освоено производство первой в Советском Союзе унифицированной серии двигателей АО - 5 габарита.
    Постановлением ЦК КПБ и Совмина БССР за № 629 от 30 августа 1958 г. металлообрабатывающий комбинат стал именоваться заводом "Электродвигатель" и отметил как бы свое второе рождение.
    16 марта 1959 г. завод обрел свой "государственный" символ - зарегистрировал фирменный знак "МЭЗ" в ромбике, который с честью несет и который хорошо знают на всем пространстве СНГ.


Как я понял, в бытность металлообратывающего комбината изделия маркировались "МАК" ( "металаапрацоўчы камбінат" (белорус.) - металлообрабатывающий комбинат).

Не на всех фотках топоров, встречавшихся мне в инете, читается год выпуска. На фото, которое приводил выше, вроде бы - 1972.

Пытался найти упоминание, что Могилевский завод изготовлял топоры, но не смог


Справедливости ради, на сайте завода на страничке "история и пути развития завода" топоры упоминаются, но как видно из текста их изготовляли ещё до "эпохи исторического материализма", когда завод ещё не был "Заводом Строммашина". 
Цитировать
<...>
В 1913 году товарищество братьев Мазья и Аранзон открыли в Могилеве по Днепровскому проспекту меднолитейное и механическое предприятие. Товарищество бралось за устройство мельниц, маслобойных и винокуренных заводов, продажу населению плугов, топоров, и т.д.

В 1920 году завод был национализирован и занимался ремонтом автомобилей, походных кухонь, изготовлением военных повозок.
<...>


Кстати, вот более подробная история создания и первых лет будущего завода "Строммашина":

Цитировать
История завода «Строммашина». Первые годы

В советское время самым старым заводом в Могилеве считался пивоваренный, основанный ещё в 19-ом веке баварским подданным Францом Леккертом. Но в начале нынешнего века пивоварение в Могилеве приказало долго жить и первенство перешло к заводу «Строммашина». Когда-то завод этот считался флагманом своей отрасли, его ставили в пример, его посещали зарубежные делегации, а руководство награждали орденами. Да и в целом завод в своё время получил за трудовые заслуги орден Трудового Красного Знамени. В последние годы ОАО «Строммашина» переживает не лучшие времена, поэтому столетие завода отмечали три года назад без особых торжеств .А между тем у этого могилевского завода интересная история. Первые годы его существования пришлись на бурные события в жизни страны: первая мировая, две революции, гражданская война с последующим хаосом и разрухой.

1 августа 1912 года братья Мазья и Лейба Аронзон купили за 5тысяч рублей у коллежского асессора Cayльского 840 квадратных сажени (3780 кв.м ) земли на краю города рядом с Вокзальной улицей. На этом месте они быстро построили небольшие металлообрабатывающие мастерские, которые уже в 1913 году превратились в чугуно-медно-литейный заводик .На этом заводике 1914 гаду числилось 15 рабочих. С началом войны завод переключился на военные заказы - в 1915-1916 годах там изготавливали три вида ручных гранат, снаряды калибра 90 мм, запчасти для стрелкового оружия. На предприятии работало в то время более 100 человек В 1917 году предприятие стало называться чугунолитейный и котельный завод компании братьев Мазья и Аронзона и имело адрес Днепровский проспект 109. Склад завода размешался тоже на этом же проспекте, в доме Тимошенко. Завод имел свой магазин и телефон.

С приходом к власти большевиков завод братьев Мазья, первый в городе, был 11 ноября 1918 года национализирован и подчинен Могилевскому совнархозу. Вскоре к нему присоединили бывшую механическую мастерскую Раскина, располагавшуюся в доме №31 по Днепровскому проспекту. Мастерская занималась сантехническими и ремонтными работами. После объединения численность возросла примерно до 100 человек Других предприятий по металлообработке в городе на тот момент не бы­ло , но вот интересный факт - на 14 декабря 1918 года в городском союзе металлистов числилось 250 человек.

Заводом руководило государственное правление из трех человек, назначавшихся местной властью. В госархиве сохранился отчет инспектора труда, который посетил в октябре 1919 года предприятие, получившие к тому времени новое имя - чугунолитейный и механический завод Предприятие было в запустении : в литейном отделении работало только двое рабочих Лишь два отделения размещались в камен­ных зданиях - литейное и слесарно-токарное, остальные в деревянных захламленных сараях Ввиду разрухи царившей в Советской России, снабжение завода и всей промышленности было парализовано.

Шла гражданская война, часть работников завода была мобилизована на фронт. Оставшиеся в основном работали на армию. В городе размешался штабы 16-й армии и 8-й стрелковой дивизии, так что завод был завален военными заказами. По линии армии шло и снабжение материалами. Как докладывал председатель правления Файбышевич в ноябре 1919 года, на завод поступило для ремонта 360 военных повозок разного типа: одноконных и двухконных, пулеметных, германских, санитарных, снарядных, с котлами.

Из 62 рабочих 39 были заняты ремонтом военного обоза, приходилось ремонтировать также полевые кухни, автомобили и даже радиостанции. А когда в канцелярии местного совнар­хоза поломалась пишущая машинка, то там сразу обратились на чугунолитейный завод, мол пришлите слесаря, чтобы припаять отскочившую букву «С».В начале 1920 года управленческий персонал состоял из членов правления: Файбышевича, Беляцкого и Штайнера, технического руководителя - им был инженер Ржевский, завхоза, главного мастера Пашкова, помощника мастера Сенкевича, чертежника, табельщицы, старшего бухгалтера Бастича и двух его помощников, двух конторщиков, машинистки, курьера, кучера и трех сторожей.

Оклады устанавливала местная власть. Члены правления получали 2500 руб. в месяц,чертежники-2000 руб.,машинистка-1200 руб., кучер-900 руб. На заводе были отделения: слесарное, токарное, кузнечное, жестяно - котельное, столярно -деревобделочное, модельное, литейное, малярное и водопроводно-ремонтное. Там работали слесари первой и второй руки, их подручные, инструментальщики, кузнецы, молотобойцы, котельщики, медники, столяры, пильщики, маляры.

В оплате присутствовала социалистическая уравниловка -70 рублей в день получал молотобоец, целый день махавший молотом и почти столько же подручный маляра Слесарь самой высокой квалификации получал на 10 рублей больше. Впрочем, заплата не играла большой роли, продукты распределялись по карточкам, их не хватало и руководство завода ставило вопрос, чтобы рабочие выполняющие военные заказы получали солдатские пайки. Это и понятно - первым делом продовольствие шло на снабжение армии, а гражданское население добывало пропитание самостоятельно.

В апреле 1920 года на заводе числилось 105 рабочих и 20 служащих, имелась рабо­чая столовая. Интересный факт - в мае этого же года в правление завода поступило заявление от бывшего владельца М. Мазья с просьбой принять на работу в качестве агента по материальной части. Правление решило не связываться с бывшим эксплуа­татором и в приеме отказало. Впрочем, и само правление долго не протянуло - с 1 июля было введено единоначалие, заведующим стал Файбышевич, его помощником - Паш­ков. Гражданская война осталась позади, и коллектив перешел на мирную продукцию-с 1 мая по 15 июня 1920 года завод изготовил 100 плугов, отремонтировал 57 борон и выпустил 30 новых, изготовил 120 пудов железных деталей к плугам. В1921 году предприятие получило новое название чугунолитейный завод№7.В это время оно производило конные привода, веялки, молотилки. Плуги, соломорез­ки, бороны, котлы, оборудование для мельниц, винокурен и лесопилок. Из-за разрухи к концу года завод прекратил свою работу.

В 1922 году завод передали в ведение Полесского спирттреста, но это не помогло. И только в первом полугодии 1923 года безработные организовали артель « Возрождение», которая и оживила завод. От возобновил деятельность под новым названием. В 1925 году, когда завод был передан в подчинение городского предпри­ятия коммунального хозяйства,на нем работало 44 человека и он назывался чугуно­литейный завод «Чырвоны адрадженец». В 1926-1927 годах после небольшой рекон­струкции завод был перепрофилирован в металлообрабатывающий и стал выпускать весы, запчасти для сельхозмашин. В1926 году завод располагал 4 электродвигателями обшей мощностью 12 квт, здесь работало 87 человек, из них 67 рабочих. К 1928 году численность рабочих увеличилась до 101.Большевистская организация завода насчитывала 37 человек, т.е. каждый третий работающий был членом партии. По этому показателю предприятие находилось в городских лидерах.

В 1930году чугунолитейный и машиностроительный завод «Чырвоны адрадженец» насчитывал 261 рабочего и по численности занимал 4-е место в городе. В 1935 году предприятие вошло в состав наркомата тяжелой промышленности и стало называться «Завод имени Дмитрова». В 1936 году здесь был налажен выпуск электромоторов. В сле­дующем году на заводе ввели в эксплуатацию моторный цех, которому запланировали выпустить за год 470 моторов. Вскоре коллектив освоил и выпуск центробежных электронасосов. На заводе выходила своя многотиражная газета «Каваль сацыялизма».

В 1940 г. завод получил название «завод N459» и был передан в Наркомат авиационной промышленности. Собственно под этим секретным названием объединили два завода : им.Дмитрова и авторемонтный. Новому предприятию поручили срочно освоить выпуск авиационных моторов. Большая группа рабочих и специалистов была отправлена на учебу в Куйбышев - на местный авиазавод, А с началом войны туда отправили обору­дование и всех оставшихся после мобилизации работников. Часть из них так и осталась в городе на Волге, а 100 человек в 1944 году вернулись в Могилев .Вскоре за­вод получил новое имя -"Строммашина"и другую специализацию. И началась новая жизнь старого завода.

Леонид Плоткин

Источник: Информационный портал Могилёва http://masheka.by
Оригинал



Табатёр! Отдельное спасибо за отрисованный ТЗ.  :thank_you:

За это сообщение сказали "спасибо":


Онлайн Barnauletz

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 209
Клеймо №35С из старой таблицы неопознанных клейм с ручного фонаря.
На форуме fonarevka.ru в теме: Советские фонари можно увидеть много подобных фонарей разных производителей.



За это сообщение сказали "спасибо":


 


Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
11 Ответов
21141 Просмотров
Последний ответ Сентября 11, 2014, 02:55:38 pm
от lmnlmnlmn
16 Ответов
12346 Просмотров
Последний ответ Ноября 25, 2009, 08:08:15 pm
от diza
20 Ответов
12335 Просмотров
Последний ответ Сентября 17, 2016, 04:28:03 pm
от ak
15 Ответов
18480 Просмотров
Последний ответ Мая 26, 2011, 03:28:38 pm
от Антон М
88 Ответов
34363 Просмотров
Последний ответ Октября 21, 2017, 01:09:06 pm
от oldTor


woodtools.nov.ru

chipmaker.ru

lobzik.info

Rosfrezer.com

Схемы для выпиливания

CMT Shop

CNC Bit



varnishop.ru

Jet