Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:

ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЮЩИМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ФОРУМЕ!!!
Проблема с активацией аккаунта? Напишите на ( ignel(гав)mail.ru, ICQ 50389649 ), указав свой ник и адрес, с которого регистрировались.
Не забываем заглядывать в правила форума. Незнание правил не освобождает от ответственности!
Не забываем заглядывать в Раздел ТБ. Знание правил может спасти жизнь.

Есть вопросы по использованию форума? Ищите ответы в FAQ (ЧаВО). Там много полезного.
Ищете интересные материалы? Путеводитель по мастер-классам от наших форумчан

Расширенный поискРасширенный поиск  
Поиск с главной страницы ищет по всему форуму, поиск в конкретном разделе ищет только по этому разделу, поиск в конкретной теме ищет только в этой теме.

Автор Тема: Составы для отделки токарных изделий приготовленные Федором Жильцовым  (Прочитано 87522 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн mag

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2758
  • Возраст: 58
  • Из: Москва
Я пробовали не один раз,и,думаю,не только я,а многие и пробовали и применяют этот давно известный приём на практике.

 Именно, тот, что Федор показал? Тогда мы ошиблись, извините!   :praise::dash2: :dash2:Мы не умные, что замутили это дело. Потратили свое и ваше время. Учим, показываем. :grabli: Зачем? Для чего? Какой смысл?
 Вы все знали, молчали. Поделились бы с народом опытом отделки. 
Сомневаюсь я, что Вы знали этот рецепт. :thank_you:
 
Напарник в этом случае не нужен,обе руки свободны.Деталь ставим на станок,наносим состав(без разницы-какой консистенции),при желании-подогреваем феном.
Затем включаем станок и прижимаем к детали свёрнутую в несколько раз чистую холщёвую тряпочку.От трения деталь нагревается,мастика плавится,глубже проникая в древесину,убираются излишки мастики.

 Именно не нужен напарник, это моя инициатива помочь. Если Вы пробовали работать с этой мастикой, то наверно отобразили, что только ее берешь на тампон, как она уже твердеет. Наносить ее сложнее, чем мастику из пчелиного воска. Тем более она на скипидаре и в последующим смывается, стирается в процессе эксплуатации, а, как белеет от воды. Поэтому, применяем фен для разгона и снятия излишков мастики,  и которая легко уходит в древесину в разогретом виде.

Таким манером можно и одним воском обрабатывать-к вращающейся детали прижать свечку,затем-тряпку.
  Теоретически можно, но практически, только от вас и узнал.

Для малых диаметров-больше оборотов,для больших-меньше,всё одно нагреется и расплавится.
На одной скорости можно.

Так что,на мой взгляд,льняное масло для посуды не особо подходит.
Столетиями подходило, а сейчас нельзя. Во - здорово!

Вместо карнаубского воска можно использовать пчелиный (просто покрытие будет менее твердым)?
Про пальчики и пятна  - забыли? Сколько можно - после протирать, подправлять и т.д.


Оффлайн никак

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • забанен
  • Сообщений: 3677
  • Из: заката над болотом
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2013, 10:20:59 am от влад by »

Оффлайн Алексей-13

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1322
  • Возраст: 54
  • Из: Киев
А карнаубский уже тогда на Русь привозили?
На Русь - нет. Специально искал, карнаубский воск известен с позднего средневековья. Но сомневаюсь я,  что им пользовались простые мастера из сел и деревень, коих было большинство.
Может ещё какие составы были?
Была тема отдельная, там и составы были. И вроде как Федор Алексеевич давал ссылку на книгу по отделке, где были старинные рецепты.


Оффлайн mag

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2758
  • Возраст: 58
  • Из: Москва
А карнаубский уже тогда на Русь привозили?

Конечно, нет! Скорее всего, при Петре начали, что-то привозить, но не уверен. Конкретно этот вопрос не прорабатывал.

Может ещё какие составы были?

Может и были. Откуда мы можем это знать. Поищи по книгам, поработай головой, а то привык все на готовенькое.

На Русь - нет.
История умалчивает.

Но сомневаюсь я,  что им пользовались простые мастера из сел и деревень, коих было большинство.
Скорее всего именно восковой ( пчелиной) мастике работали. Скорее всего, маслом, который был у них под рукой.

И вроде как Федор Алексеевич давал ссылку на книгу по отделке, где были старинные рецепты.
Давал!
 Ее надо читать, искать в ней, а не скачивать в тупую. И я могу скинуть  книгу по отделке маслами, и что? Вы ее будете переводить, ковыряться в ней.

«oils and varnishes»  Масла и лаки  Лондон 1886 г. James Cameron
« Последнее редактирование: Февраля 19, 2013, 07:58:30 am от mag »

Оффлайн Одессит

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 3274
  • Возраст: 41
  • Из: Конечно из Одессы (Украина).
     

«oils and varnishes»  Масла и лаки  Лондон 1886 г. James Cameron
  http://www.unz.org/Pub/CameronJames-1886


Людей нужно удивлять. Столяр - это образ жизни.

Оффлайн forrest

  • Владимир
  • Больше 50 сообщений
  • **
  • Сообщений: 86
  • Возраст: 51
  • Из: Москва
Учим, показываем. :grabli: Зачем? Для чего? Какой смысл?

Георгий, Фёдор!  Учите, показывайте и дальше!!!       И за это Вам Огромное Спасибо!!!

Для таких как я, простых смертных,  которые с большим интересом просто читают  Ваши мастер-классы и не флудят понапрасну,  поверьте нас гораздо больше, чем "профи" которые свечкой могут сделать тоже самое, что и Вы составом Фёдора.

Ещё раз,    Большое Спасибо!!!
Хоббит - любитель   :grabli:

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Татьяна Горина

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 137
  • Из: Москва
  • Школа "МАРКЕТРИ" Татьяны Гориной
    • Школа декоративно-прикладного искусства Татьяны Тимофеевны Гориной.
Открыт набор учеников.
http://marquetryschool.com/

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
Вот ссылки на составы для отделки с добавлением трав, хотя по правде сказать это модификации приведенных здесь рецептов. Может кому и пригодится.
http://travoved.narod.ru/vl/vlt_3.htm
http://iz-dereva-svoimi-rukami.ru/voshhenie-drevesiny-mastiki-i-propitki-po-derevu/#more-208
Причем как справедливо советует Федор Жильцов, нужно использовать льняное масло для художников, а не пищевое.
« Последнее редактирование: Февраля 19, 2013, 05:42:28 pm от nv108 »
В нашем деле, главное - перпендикуляр.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн mag

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2758
  • Возраст: 58
  • Из: Москва
КТО БУДЕТ ПЕРЕВОДИТЬ?

Правильно!  Скачать можно, кто будет переводить ее. Не дав название, и не предполагали, что такая книга существует на белом свете. Хоть и есть она у меня в бумажном виде, попытался ее перевести, очень в копеечку влетает, отставил.

Оффлайн никак

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • забанен
  • Сообщений: 3677
  • Из: заката над болотом
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2013, 10:21:26 am от влад by »

Оффлайн Алексей-13

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1322
  • Возраст: 54
  • Из: Киев
нужно использовать льняное масло для художников, а не пищевое.
И в чём разница? У кого есть бутылочка с маслом для художников, что там написано??? У меня есть "пищевое-медицинское", там написано "холодный отжим семян льна".

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
И в чём разница?
У масла для художников нет запаха и сохнет оно быстрее, а это говорит о  большой вероятности наличия в нем сикативов, хотя на на этикетке об этом могут и не написать. Но даже если они там и есть, то в таком количестве, что не принесут вреда здоровью, т.к. после высыхания находятся в связанном состоянии, да плюс ещё поверх всего этого воск. В некоторых породах древесины столько всего содержится, что эти добавки в масле (свинец и т.д.), как укус комара для слона. Тем более я жидкие продукты в такой посуде хранить не собираюсь. И моё мнение - деревянная посуда не для жидких продуктов. По данному вопросу применять льняное масло из худ. салонов или пищевое единого мнения в сети нет. Поэтому тут каждый должен решить для себя - что ему больше подходит.

« Последнее редактирование: Февраля 19, 2013, 08:00:08 pm от nv108 »
В нашем деле, главное - перпендикуляр.

Оффлайн Михаил175

  • Больше 20 сообщений
  • **
  • Сообщений: 31
  • Из: г. Мирный Архангельская обл.
Большое спасибо авторам за познавательное видео, не знал, что такие растворы можно приготовить в домашних условиях и так просто. У мены вопрос: перед тем как налить воду в вазу, внутренняя поверхность обрабатывалась? или достаточно наружной обработки? Просто у меня всегда было опасение наливать воду  в точеную посуду из -за опасения что она лопнет или еще как-нибудь деформируется?

Оффлайн mag

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2758
  • Возраст: 58
  • Из: Москва
У мены вопрос: перед тем как налить воду в вазу, внутренняя поверхность обрабатывалась? или достаточно наружной обработки? Просто у меня всегда было опасение наливать воду  в точеную посуду из -за опасения что она лопнет или еще как-нибудь деформируется?

Конечно!
Без отделки внутренней части мастикой не обойтись. Вернее, маслом, впиталось. Затем мастикой, точно, как с наружной стороны.

Оффлайн Анатолий Ш

  • Больше 50 сообщений
  • **
  • Сообщений: 77
  • Из: гор. Череповец Вологодской обл.
И в чём разница? У кого есть бутылочка с маслом для художников, что там написано???
[/quote]

    Для приготовления составов конечно лучше использовать льняное масло для художественных работ, поскольку оно в принципе для этого и предназначено. На бутылочке написано "рафинированное отбеленное полимеризованное". За счёт         
полимеризации льняное масло быстрее сохнет,создаёт более твёрдую плёнку и придаёт покрытию ровный глянец. Никаких       
растворителей и сиккативов в нём нет, иначе это была бы уже льняная олифа.
« Последнее редактирование: Февраля 21, 2013, 01:16:22 am от Анатолий Ш »

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
Решил попробовать в действии состав №2, готовил по видео Федора Жильцова. Компоненты - медицинское льняное масло и воск. У нас он продается только в одном магазине. Как говорится делал из того, что было под рукой.
Details
Вот что получилось на небольшом обрезке дуба, фото до покрытия
После покрытия
Впечатления от работы с воском, только положительные, реально покрытие смотрится лучше, чем на фото. Поверхность становится твердой, шелковистая на ощупь. Состав остывает очень быстро, возможно надо было добавить побольше масла, т.к. когда состав совсем остыл в баночке, то затвердел. Еще хочу отметить отсутствие запаха, хорошую впитываемость и малое время высыхания примерно 5-10 мин и поверхность дерева уже не липнет.  Очень, очень понравилось, скоро буду делать небольшой проект из дуба, порытие будет только такое.
В нашем деле, главное - перпендикуляр.

Оффлайн zaichello

  • Безмятежный
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 2788
  • Возраст: 43
  • Из: Ленинграда
малое время высыхания примерно 5-10 мин и поверхность дерева уже не липнет
Это время не высыхания,а полной впитываемости. Высыхает такой состав довольно долго.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 05:32:24 pm от zaichello »

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
А Вы попробуйте, а потом давайте заключения.
В нашем деле, главное - перпендикуляр.

Оффлайн zaichello

  • Безмятежный
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 2788
  • Возраст: 43
  • Из: Ленинграда
А Вы попробуйте, а потом давайте заключения.

А я пробовал,поэтому и даю.

Оффлайн MADg400DnoMAX

  • Дмитрий
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 23670
  • Возраст: 54
  • Из: Москва, Россия
  • Ищите простоту и сомневайтесь в ней
Состав остывает очень быстро, возможно надо было добавить побольше масла, т.к. когда состав совсем остыл в баночке, то затвердел.

При обсуждении нанесения этого состава, на видео, Фёдор предлагает способ, чтобы "в баночке - не застывало", что, конечно, очень облегчает жизнь.
Больше масла - добавлять не нужно.

Это время не высыхания,а полной впитываемости. Высыхает такой состав довольно долго.

А Вы попробуйте, а потом давайте заключения.

Конечно, это не время "высыхания", а "высыхания на отлип", что не очень актуально для восков.
Думаю, для такого покрытия, время "высыхания" - это, примерное, время между (возможным) нанесением следующего подобного слоя.
А оно - сутки-двое.

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
При обсуждении нанесения этого состава, на видео, Фёдор предлагает способ, чтобы "в баночке - не застывало", что, конечно, очень облегчает жизнь.
Я не это имел в виду, в баночке и не застывает, пока в водяной бане, а потом когда по окончании работы состав остывает на воздухе в баночке до комнатной температуры, то становится очень твердым и крошится, как обычный воск. В сети встречал рекомендации добавлять масла в два три раза больше чем воска, тогда в холодном состоянии состав будет мягким, пастообразным. Но сам этого пока не делал.

Думаю, для такого покрытия, время "высыхания" - это, примерное, время между (возможным) нанесением следующего подобного слоя.
О высыхании я судил по ощущениям в сравнении с лаками. Так после нагрева детали феном, оставлял ее на воздухе. Т.к. деталь маленькая и остывала быстро, то и воск затвердевал очень быстро. Деталь можно спокойно брать руками не боясь повредить покрытие. Да действительно воск впитался, дуб хорошо "засасывает" и я нанес тут же второй слой, снова прогрев деталь феном. На следующий день отполировал и все. Такое впечатление, что воск связывает масло и процесс полимеризации резко ускоряется.

« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 07:55:07 pm от nv108 »
В нашем деле, главное - перпендикуляр.

Оффлайн MADg400DnoMAX

  • Дмитрий
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 23670
  • Возраст: 54
  • Из: Москва, Россия
  • Ищите простоту и сомневайтесь в ней
а потом когда по окончании работы состав остывает на воздухе в баночке до комнатной температуры, то становится очень твердым и крошится, как обычный воск.

Посмотрите, пожалуйста, внимательнее видео, именно об это, Фёдор упоминал.

О высыхании я судил по ощущениям в сравнении с лаками

Совершенно верно, для лаков это и называется "время на отлип".
Но, нет ни одного натурального масла, которое могло бы полимеризоваться за минуты или часы.

Оффлайн nv108

  • Николай
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1872
  • Возраст: 70
  • Из: Ярославль
Но, нет ни одного натурального масла, которое могло бы полимеризоваться за минуты или часы.
Да и не спорю, поэтому и полировать начал спустя сутки, как рекомендует Фёдор. Просто вот такие первые тактильные ощущения, что очень понравилось.

В нашем деле, главное - перпендикуляр.

Оффлайн boroduch

  • Больше 250 сообщений
  • ****
  • Сообщений: 294
  • Возраст: 61
  • Из: ukraina Днепропетровск
  • Я пью Ваше здоровье,господа!

Масла, имеющие применение в живописи, по своему составу и назначению делятся на две группы. К первой относятся так называемые жирные высыхающие масла, получаемые из семян различных растений и относящиеся к жирам растительного происхождения, таковы льняное, маковое, ореховое и другие подобные им масла.
Во вторую группу входят масла различного происхождения, не принадлежащие к жирам, носящие название эфирных масел.
Жирные высыхающие масла имеют способность обращаться на воздухе в твердые вещества, что и дает возможность пользоваться ими как связующими веществами красок в масляной живописи и в малярном деле. На основании этого они и названы высыхающими маслами, в отличие от целого ряда других масел растительного же происхождения, которые или совершенно не проявляют этой способности в условиях живописной практики, или же проявляют ее лишь отчасти.
Все растительные жирные масла, таким образом, с этой точки зрения могут быть подразделены на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.
К высыхающим жирным маслам относятся: льняное, маковое, ореховое, конопляное, масло белой акации, растения лялеманции, масло сосновых и еловых семян, бузины, древесное (тунговое), перилловое, нигеровое и др.
К полувысыхающим относятся: хлопковое, подсолнечное, маисовое, кретоновое, рапсовое, сезамное, масло липового дерева и др.
К невысыхающим - миндальное, касторовое, оливковое, кокосовое, пальмовое, фисташковое и многие другие.
Животные жиры в большинстве своем на воздухе не твердеют; исключением в этом отношении являются лишь ворвань (жидкий жир, добываемый из сала китов, тюленей и др)и рыбий жир, которые обладают этой способностью и потому нередко применяются для фальсификации высыхающих жирных масел.
Наиболее популярными в живописи жирными высыхающими маслами являются: льняное, ореховое и маковое масла.
Масла эти, подобно прочим растительным жирным маслам, представляют собой нелетучие бесцветные или окрашенные более или менее густые жидкости, которые не смешиваются с водой и не растворяются в ней, но, будучи легче воды, плавают поверх нее. Они с трудом растворяются в спирту, легко - в эфире, сероуглероде, хлороформе и в эфирных маслах.
Растительные жирные масла, как и жиры животного происхождения, состоят из углерода, водорода и кислорода. Они представляют сложные химические соединения, в которых важнейшими составными элементами являются соединения животных кислот с глицерином, на основании чего они и носят название глицеридов.
Глицериды эти при известных условиях способны образовать мыло и освобождать глицерин: на этом основании жирные масла носят название также омыляющихся масел.
Эфирные масла относятся к неомыляющимся маслам. Представители этого вида масел по своему составу принадлежат главным образом к углеводородам. Одни из них улетучиваются на воздухе без остатка; другие же улетучиваются отчасти и отчасти окисляются, осмоляясь и образуя твердые вещества.
К маслам, улетучивающимся без остатка, относятся продукты, добываемые из нефти и каменноугольного дегтя. Таковы различные виды керосина, бензина, бензол, толуол, ксилол, тетралин и декалин. Большинство из них принадлежит к веществам, химически мало активным.
Эфирные масла, к которым относятся скипидары (французский, русский и др.), масла копайского бальзама, копаловое и янтарное масла, отчасти улетучиваются, отчасти окисляются, т. е. осмоляются, причем образуются в большем или меньшем количестве твердые вещества. Они представляют собой так называемые терпены - вещества химически активные.
К эфирным маслам причисляются также масла, представляющие по химическому составу смесь углеводородов ряда терпенов с некоторыми кислородными соединениями. Таковыми являются: розмариновое, спиковое, лавендуловое, гвоздичное масла и масло бальзама элеми.


МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ
Масла эти получаются главным образом выжиманием семян льна и мака. Семена, подвергающиеся выжиманию, нагреваются до известной температуры или же выжимаются холодными.
Масла, получаемые горячим прессованием, т. е. с нагреванием "мезги" (измельченных семян), приобретают более темную окраску и содержат в себе большое количество посторонних примесей; масла же, выжатые холодным способом, значительно светлее и содержат меньшее количество их. К посторонним веществам, встречающимся в свежевыжатых маслах, относятся: слизь, крахмалистые и белковые вещества, соли неорганического происхождения, красящие начала, целлюлоза и пр.
Все названные примеси в масле ухудшают его состав, портят его цвет, способствуют его прогорканию и замедляют его высыхание. Масла в чистом виде не имеют ни вкуса, ни запаха и не способны подвергаться порче. Для целей живописи наиболее пригодными поэтому являются масла, выжатые холодным прессованием и притом из сухих семян. На практике, однако, чаще применяется прессование с нагреванием мезги. При длительном отстаивании масел посторонние примеси, заключающиеся в них, оседают на дно сосуда, и масла становятся свободными от них. Таким образом, качество масел с годами улучшается.
Высыхающие жирные масла способны обращаться при соприкосновении с воздухом в твердые вещества, притом в достаточно короткий промежуток времени, почему они и применяются с давних пор для целей живописи и окраски; что касается сущности названного явления, то научное объяснение его началось лишь в позднейшее время.
Процесс высыхания растительных жирных масел, таким образом, значительно отличается от высыхания клеевых растворов или спиртовых лаков, где сущность процесса затвердевания заключается лишь в испарении воды и спирта и представляет собой очень сложный процесс, в котором принимают участие и химические и физические явления.
Затвердевание жирных масел сопровождается, с одной стороны, образованием летучих элементов, присутствие которых в воздухе, где находится свежая масляная краска, узнается по характерному запаху некоторых из них, хорошо знакомому каждому художнику; с другой-увеличением объема, а также веса масел. (Открытие этого важного явления принадлежит русскому ученому профессору физики Ф. Петрушевскому) .
В первом периоде затвердевания масла прибыль в весе превышает потерю, в дальнейшем же длительном периоде происходит лишь уменьшение веса и объема его, вследствие чего высохший слой масла подвергается сжиманию и натяжению, под влиянием которых и происходит образование трещин в слоях масляной живописи.
При затвердевании масел и масляных красок на поверхности их образуется пленка, которая с трудом пропускает воздух, почему процесс сквозного просыхания слоя задерживается на долгое время.
Масляная краска во всех условиях просыхает лучше в глубине ее слоя, чем слой одного масла, причем многие из красок энергично содействуют процессу затвердевания масел, например краски свинцового происхождения.
Высыхание масла и масляных красок представляет весьма длительный процесс.
Живописцы различают в нем три момента:
1) подсыхание масла, при котором на поверхности Слоя образуется пленка, дающая отлип;
2) засыхание масла, когда наблюдается исчезание отлипа и образование твердой поверхности и
3) полное сквозное затвердение масляного слоя.
Так, льняное масло, например, подсыхает в 3-6 дней, засыхает в 60 дней и затвердевает во всей толще слоя в 2 года.
По истечении двух лет от начала затвердевания краски сжатие ее хотя и не достигает еще предела, но становится почти незаметным. Уменьшение в объеме краски за 2 года, по проф. Ф. Петрушевскому, равняется от1/20 до1/4 прежнего объема и даже несколько больше. Краска сжимается тем значительнее, чем больше в нее было введено масла. Происхождение масла имеет в данном случае также большое значение, так как степень сжимания у различных масел, как показал опыт, различна.
При различных условиях процесс этот то ускоряется, то замедляется. Опыт показал, что свет, температура, сухость и влажность воздуха оказывают большое влияние на ускорение и замедление высыхания масла, но кроме них имеются и другие факторы, действующие в таком же направлении.
Свет играет весьма важную роль в процессе высыхания масел, причем при отсутствии света высыхание почти приостанавливается. Так, масло, сохнувшее на свету 6 дней, высохло в темноте в 66 дней. Особенно энергично действуют в этом случае прямые солнечные лучи, так как здесь имеет большое значение и теплота их. Действительно, для высыхания масляной окраски на солнечном свету требуется от половины до одной трети того времени, которое необходимо для высыхания ее же в тени. Наиболее активными лучами солнца являются ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на ускорение высыхания масел не меньшее действие, чем действие так называемых "сикативов".
При длительном просыхании масляных красок под действием прямых солнечных лучей масляный слой может пострадать.
Как велико значение температуры воздуха для высыхания масел, об этом можно судить по следующим данным. Льняное масло при 25-28 гр. Ц; высыхает уже скорее, чем при 15-18 гр. Ц; со значительным же повышением температуры процесс высыхания особенно ускоряется. Так, по Вегеру, масло, высыхавшее зимой при комнатной температуре в 5-7 дней и летом в 3-4 дня, высыхало при 50 гр. Ц в темном сушильном шкапу в течение 12 часов, при температуре в 95 гр. Ц - приблизительно в течение 1 часа, а при 120 гр. Ц - в 30 минут. Масло, содержавшее марганцовый сикатив и высыхавшее при комнатной температуре в течение 14 часов, при 95 гр. Ц высыхало в 30-40 минут, а при 120 гр. Ц - в 15-20 минут.
Холод задерживает высыхание масел, равно как я большой процент влаги, содержащейся в воздухе (в дождливое время и в сыром помещении); нормальная же влажность воздуха благоприятно отзывается на процессе, так как масло одновременно с кислородом поглощает из воздуха и некоторое количество воды, необходимое для нормального хода высыхания, действие которой в процессе высыхания идет рука об руку с действием кислорода. Из сказанного следует, что высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря в веществе масла вследствие образования большого количества газообразных продуктов расщепления масла. При высыхании же масла в воздухе, насыщенном водяными парами, получается набухшая пленка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покрывается трещинами.
К веществам, ускоряющим высыхание масел, принадлежат известного состава краски, а также специальные препараты, именующиеся сикативами, которые содействуют поглощению маслом кислорода. Задерживают и замедляют процесс высыхания главным образом вода и слизь, содержащиеся в маслах, и некоторые эфирные масла, вводимые в жирные масла, так как эти последние сами нуждаются в кислороде для своего высыхания и таким образом препятствуют поглощению его жирным маслом. Кроме того, определенного состава краски также имеют свойство замедлять процесс высыхания. На ускорение и замедление процесса высыхания влияет также и материал, который покрывается маслом или масляной краской. Так, на поверхности свинца масло и масляная краска сохнут скорее, нежели на других металлах; на дереве сохнут медленней, чем на металлах.
Позднейшие изучения растительных жирных масел выяснили, что и масла, относящиеся к разряду масел невысыхающих, будучи поставлены в особые условия, также затвердевают. Оливковое масло, например, будучи нанесенным на свинцовую пластинку, получает способность высыхать, на что, однако, требуется несколько месяцев.
Затвердевшее масло, представляющее собой гибкое, эластичное вещество, названное линоксином, постепенно (по мере уменьшения в весе и объеме) теряет свою эластичность, вследствие чего старая масляная живопись делается хрупкой и ломкой.
Засохшее масло при полном отвердении нерастворимо в воде, с трудом растворимо в эфире, бензине и других эфирных маслах. Свежезасохшее масло представляет собой не сухое вещество, а жидко-твердое. По своему составу и строению оно может частично размываться водой, если краска, с которой масло стерто, не содействует ее закреплению.
Так теряются масляные покраски на открытом воздухе. Это происходит не только вследствие отхода улетучивающихся продуктов высыхания масла, но также благодаря унесению растворимых продуктов водою.
Затвердевшие пленки масла иногда вновь становятся мягкими и дают отлип. Подобное размягчение слоя после высыхания масла наблюдается главным образом у макового, орехового, подсолнечного масел и очень редко у льняного масла. На свету и в сухом воздухе пленки вновь становятся твердыми и теряют отлип.


Как долго длится процесс высыхания масляных красок с теми весовыми и объемными изменениями, которые наблюдаются при нем, в слоях живописи? Наступает ли в конце концов момент полного его затишья или же он идет беспрерывно, приводя в конечном результате слои масляной живописи в полное разрушение? Вот вопросы, разрешение которых представляет особый интерес для живописца, так как они непосредственно связаны с вопросом долговечности масляной живописи.
Разбирая их, проф. Ф. Петрушевский склонялся к тому же мнению, которого придерживались на этот счет и другие ученые, его современники, а именно, что химические процессы, про текающие в слоях масляной живописи и ведущие к ее разрушению, продолжаются беспрерывно. "Совершенно высохшая на вид масляная картина, говорит Ф. Петрушевский, продолжает окисляться до тех пор, пока не сделается рассыпчатой" (Ф. Петрушевский, Краски и живопись, 1891. стр. 85.).
Позднейшие исследования процесса затвердевания жирных масел не подтверждают, однако, этой теории. Не подтверждает ее и хорошая сохранность многих старинных живописных произведений, исполненных на одном масле. Современные исследователи вопроса полагают, что химические процессы, происходящие при высыхании в слоях масла и масляных красок, имеют место лишь в периоде затвердевания названных слоев; в дальнейшем же процессе наблюдаются лишь физические явления. Хрупкость и дряблость слоя живописи является следствием этих физических процессов.
Попутно с затвердеванием масла и изменением его химического состава наступает помутнение его прозрачного слоя, медленное пожелтение и потемнение, сначала лишь поверхностное, переходящее позднее, через большой промежуток времени, в потемнение во всей толще масляного слоя. Это изменение цвета масла происходит при различных условиях и различных маслах в различной степени.
Лучшими маслами для живописи считаются льняное, маковое и ореховое; наибольшей популярностью из них пользуются льняное и маковое.
Льняное масло
Льняное масло добывается из семян льна, причем качество получаемого продукта в значительной мере зависит от места возделывания семян, зрелости и чистоты их. Так, масло, полученное из сорных семян, содержит в себе примесь сурепного, рапсового и других масел.
Масло, выжатое без нагревания семян, светло и обладает золотисто-желтым цветом; при горячем же прессовании получается значительно более окрашенное масло, нередко коричне вого цвета с характерным запахом и довольно едким вкусом, лишенное прозрачности вследствие содержащихся в нем посторонних примесей. Свежее масло, полученное холодным прессованием, лишено всякого запаха, который появляется в нем позднее, вероятно, вследствие частичного разложения масла.
Льняное масло, подобно прочим жирам, состоит из углерода, водорода и кислорода. Твердыми жирными кислотами его являются главным образом пальмитиновая и стеариновая, общее содержание которых в одном из образцов голландского масла согласно анализу, произведенному Эйбнером и Шмидингером, равнялось 8,3%. Жидкие кислоты льняного масла состояли из олеиновой, находящейся в нем в количестве 4,5%, линолевых. кислот в количестве 58,8 %, линоленовой - 20,1 % и изолиноленовой - 2,7 %.
Состав льняного масла, как и других растительных масел, отнюдь не является величиной постоянной, как полагали сравнительно еще недавно, а находится в полной зависимости от климата, в котором произрастает растение и из семян которого получено масло.
Это высокой важности открытие принадлежит проф. С. Иванову.
Позднейшие анализы льняного масла как нельзя лучше подтверждают истинность заключения проф. Иванова. Так, най дено, что в северных широтах в составе, льняного масла вместо двух видов линоленовых кислот имеется всего лишь один.
Высыхание льняного масла, равно как и прочих жирных масел, обязано присутствию в них трех названных кислот: линолевой, линоленовой и изолиноленовой. Общее количество этих кислот в льняном масле, как видно из приведенных цифр, достигает 81,6%. Этим преобладанием названных кислот в составе льняного масла и объясняется его способность к быстрому высыханию.
Льняное масло, нанесенное тонким слоем на стеклянную пластинку, через некоторое время затвердевает во всей своей толще. Если же масло взято в толстом слое, то затвердевание его происходит сначала лишь на поверхности, которая покрывается кожицей, принимающей быстро морщинистый и волнистый вид, так как затвердевшая часть масла под действием кислорода увеличивается в объеме. Это явление особенно характерно для льняного масла. Свежевыжатое холодным путем льняное масло высыхает зимой в 11 дней, летом в 3-6 дней.
Сырое, свежевыжатое льняное масло, как и другие масла, содержит в себе обычно в большем или меньшем количестве слизь, воду и другие посторонние примеси, поступившие в масло при выжимании. Слизистые примеси, состоящие из белковых веществ, могут находиться в совершенно прозрачном масле, мутность масла отнюдь не указывает на присутствие в нем слизи. Вода в свежевыжатом масле может содержаться в количестве до 0,3%, причем прозрачность масла не является также признаком отсутствия ее в масле. Присутствие слизи и воды в масле понижает его качества, и потому они должны быть удаляемы из масла. Очищенное от слизи и воды масло носит название лакового масла.
Льняное масло растворяется легко в эфирных маслах и очень мало в спирту: 1 часть его растворяется в 5 частях кипящего и в 40 частях холодного алкоголя. Масло, долго хранившееся в открытом сосуде и загустевшее, приобретает большую способность растворяться в спирту. Этим раствором пользуются для придачи эластичности спиртовым лакам. При температуре в - 6 гр. Ц масло становится мутным, при - 16 гр. Ц очень густым, а при - 20 гр. Ц застывает вполне; при более сильном охлаждении становится совершенно твердым.
Красильное начало, придающее цвет льняному маслу, состоит из четырех пигментов, в химическом отношении сходных между собою: желтого ксантофила, желтого и синего хлорофила и красного эритрофила. Не все они, однако, присутствуют в масле одновременно. Масло обладает коричневым цветом, если содержит эритрофил и смесь желтого и синего хлорофила, и светложелтым, если в нем преобладает ксантофил. Все эти красящие начала несветопостоянны и потому более или менее быстро разрушаются светом, особенно в присутствии кислорода воздуха. Нагревание масла также сильно обесцвечивает их. Наиболее прочной окраской обладает балтийское масло, которое обесцвечивается с трудом. Сорное льняное семя дает мутное масло с зеленоватым оттенком и слабой способностью к высыханию.
Прибыль и убыль в весе, обычно наблюдающиеся у жирных масел при процессе высыхания, не так велики у льняного масла, как, например, у орехового и макового. Это весьма благоприятно отражается на прочности высохшего слоя льняного масла, которое поэтому менее способно к растрескиванию, чем слои макового и орехового масел.
Льняное масло как связующее вещество красок превосходит по своим качествам все прочие масла.
Масляная живопись прошедших времен исполнена главным образом на льняном масле, и этим в значительной мере объясняется ее прекрасная сохранность. Серьезным недостатком льняного масла является его способность желтеть и темнеть. Высохшая в темноте льняная олифа приобретает красно-коричневый цвет. Отбеленное льняное масло также желтеет, краснеет и темнеет при долгом хранении в темноте. То же происходит и с живописью, исполненной на льняном масле и хранящейся в первом периоде ее высыхания в темноте и в сырости. Под действием прямых солнечных лучей снова возвращается живописи прежний тон, который в тени снова может быть утерян. Старые мастера, писавшие на льняном масле, просушивали всю свежую живопись, во избежание пожелтения и потемнения ее, на солнечном свету.
Позднейшее изучение вопроса пожелтения, наблюдающегося у льняного масла при вышеуказанных условиях, убедило, что причиной пожелтения является одна из составных частей масла, а именно линоленовая кислота, в том случае, если она находится в масле в свободном состоянии. Факт тот, что все масла, содержащие в своем составе названную кислоту, обыкновенно желтеют. Перилловое масло желтеет особенно сильно, так как содержит наибольший процент ее. Эйбнер указывает и средство, как устранить этот недостаток, о чем будет сказано ниже.
Маковое масло
Маковое масло добывается прессованием семян мака. Сорта и цвет семян отражаются на сортах масла, получаемых из них. Белые семена мака считаются более ценными, так как дают большее количество масла, притом лучшего сорта. При холодном прессовании получается почти бесцветное масло, приятного вкуса и лишенное запаха. Масло, получаемое из других сортов семян, имеет темную окраску и представляет низший сорт макового масла.
Маковое масло по своему химическому составу, подобно прочим жирным маслам, на основании теории проф. Иванова, в различных образцах может быть различным. В общем оно значительно отличается от льняного. Твердых жирных кислот насчитывают в нем около 5% всего количества жирных кислот, причем между ними находится лауриновая кислота. Олеиновой кислоты здесь значительно больше, чем в льняном масле, а именно 30 %, линолевой около 60 %, прочих льняно-масляных кислот обыкновенно насчитывается 5%, однако Эйбнер полагает, что маковое масло не содержит вовсе последних, сравнительная же быстрота высыхания его обязана строению глицеридов масла. Вследствие присутствия в маковом масле большого количества олеиновой кислоты его способность к высыханию значительно ниже льняного. Так, если для просыхания слоя льняного масла требуется 3-4 дня, то для слоя макового масла необходимо 6-8 дней, причем и за этот промежуток времени маковое масло не успевает высыхать в той мере, как льняное. Кроме того, линоксин макового масла уступает значительно по качествам линоксину льняного масла.
В процессе высыхания маковое масло вначале весьма увеличивается в весе, но затем значительно теряет в нем, образуя большой процент улетучивающихся веществ. Эта особенность макового масла, свойственная маслам этого типа, дурно отражается на прочности красочного слоя, построенного на нем, так как слой этот легко покрывается трещинами. Лучшим приемом живописи на маковом масле является поэтому однослойная живопись, к которой наиболее располагает это масло, так как оно позволяет писать по-сырому 5-8 дней, и притом придает масляным краскам, тертым на нем, приятную пастозность, а не текучесть, как льняное масло. Многослойная живопись на маковом масле, на основании сказанного, требует большой осторожности и внимательной просушки каждого слоя, особенно опасны в этом случае цинковые белила. Имеются, однако, противники макового масла и в живописи алла прима (Alla prima - сразу, с одного приема). Масляная краска на маковом масле десятилетней давности при пробе ватой, смоченной скипидаром, оставалась на вате. Тот же опыт с льняным маслом не дал следов краски на вате. При высыхания макового масла поверхность его пленки не сморщивается, что так характерно для льняного масла, зато пленка эта, достаточно просохшая, часто размягчается в тени и дает отлип.
Это масло при долгом хранении с доступом воздуха легче прогоркает, чем льняное масло, причем приобретает особый запах и вкус. Маковое масло застывает на холоду при более высокой температуре (-15 гр. Ц), нежели льняное масло.
Ореховое масло
Ореховое масло получается из орехов различных пород деревьев, но главным образом из лесных орехов, зерна которых содержат до 65% масла, относящегося к невысыхающим маслам. Кедровые орехи наших сибирских лесов обильны маслом, применимость которого для живописных целей еще недостаточно исследована. Применение в живописи находит лишь масло грецких (волошских) орехов, но применение это ограничено ввиду дороговизны и сравнительной редкости этого вида масла. Грецкие орехи выдерживают в течение нескольких месяцев, и только тогда приступают к прессованию их, так как из свежих орехов хорошие сорта масла не получаются. Холодное прессование дает слабо окрашенное масло, не имеющее запаха; горячее прессование, которому подвергаются ореховые жмыхи, дает очень низкий сорт масла.
Маслом из грецких орехов, ценившимся за свою белизну и другие качества, пользовались в живописи уже в старину. Леонардо да Винчи в своем известном трактате о живописи так описывает добывание его.
Свежие грецкие орехи очищались сначала от скорлупы и погружались в чистую воду, где покрывающая их кожица намокала и легко снималась с орехов. Затем они переносились в свежую воду, которая менялась несколько раз по замутнении. Через небольшой промежуток времени орехи настолько размяг чались, что при помешивании обращались в молоко, которое затем разливалось в плоские сосуды и выставлялось на солнце. Под влиянием теплоты солнечных лучей чистое светлое масло отстаивалось на поверхности жидкости и собиралось при по мощи ваты, впитывавшей в себя масло.
Ореховое масло при температуре -15 гр. Ц густеет, но твердеет только при -30 гр. Ц. Из твердых жирных кислот оно содержит миристиновую и лауриновую; что касается жидких жирных кислот, то их процентное содержание в масле, по Hazura, таково: олеиновой - 7%, линолевой - 80% и линоленовой - 13%.
Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но превышает таковую же способность макового. Масло холод ного прессования легко отбеливается и делается совершенно бесцветным.
Ореховое масло, как и маковое, не желтеет и не темнеет в той степени, как льняное, но легко прогоркает и размягчается после высыхания подобно маковому маслу; что касается до образования трещин, то в этом отношении оно уступает льняному, но безусловно надежнее макового масла, так как слой eго просыхает одновременно во всей толще. Сморщивания масляного слоя при ореховом масле почти не наблюдается, и в этом отношении оно превосходит льняное масло. Не без основания считают, что маковое масло должно быть заменяемо в живописи ореховым.
Подсолнечное масло
Подсолнечное масло добывается из семян подсолнечника. Производство его очень обширно в бывшем СССР, в Западной Европе мало знакомы с ним, и потому в живописи оно не имело еще большого применения. На подсолнечное масло как на материал, пригодный для живописи, указал впервые проф. Ф. Петрушевский.
Сырое подсолнечное масло, выжатое холодным способом, имеет светложелтый цвет, который более или менее легко исчезает на свету и при нагревании. Химический состав его еще мало изучен. Фарион относит подсолнечное масло к полувысыхающим маслам. тоесть масло высыхает частично. При снятии затвердевшей плёнки обнаруживаем, что масло не просохло. Масло это представляет большой интерес для русских живописцев, так как добывается оно главным образом в бывшем СССР, притом в большом количестве, и отличается дешевизной. В последнее время, однако, им заинтересовались и на Западе, где также производятся испытания его пригодности в живописи.
Подсолнечное масло содержит 46% линолевых кислот, 39% олеиновой кислоты и 9% твердых жирных кислот. Эти данные о составе масла, невидимому, близки к истине, так как подтверждаются медленным высыханием подсолнечного масла. Но пока не имеется твердо установленных данных, необходимо, конечно, дальнейшее исследование состава подсолнечного масла. Смешения красок с подсолнечным маслом дали безусловно удовлетворительные результаты, но время высыхания сводило на нет все усилия.
слой подсолнечного масла не морщится при высыхании даже при значительной его толщине; высыхает масло в тонком слое в виде кобальтовой олифы приблизительно в 12 часов. При введении в него смол и эфирных масел оно дает нормальный слой живописи; кроме того, может служить в качестве связующего вещества красок в комбинации с льняным маслом, чем умеряются отрицательные стороны льняного масла.
Суровый приговор, произнесенный Таубером по адресу макового масла, должен относиться и к подсолнечному, если принять во внимание состав последнего. Не следует, однако, упускать из виду того, что маковое масло в XVII столетии с успехом, повидимому, применялось в живописи у голландцев и что со второй половины XIX столетия царил бессистемный метод живописи; при таких условиях маковое масло дало, конечно, худшие результаты, чем оно могло дать. При изменившихся взглядах на состав связующих веществ масляной живописи, когда в них стали вводить смолы и эфирные масла, а также начали пользоваться смесями различных масел, вопрос применения тех или иных из вышеописанных масел в качестве связующих веществ красок остается до сих пор открытым, так как длительного опыта с такими комбинированными связующими веществами в живописи мы еще не имеем.
Для полноты знакомства с различными видами жирных вы сыхающих масел необходимо сказать еще несколько слов о нижеследующих маслах.
Конопляное масло по своим свойствам пригодно лишь в малярном деле, но не в живописи.
Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, получаемую с маковым маслом. К сожалению, масла эти добы ваются с трудом, почему и цена их высока, особенно масла из елового семени.
Китайские и японские масла - древесное (тунговое) и перилловое - обладают хорошими высыхающими способностями, но в живописи пока применения не имеют и не исследовались в этом направлении.
Олифы
Из веществ, сильно ускоряющих процесс высыхания жир ных масел, в старину были известны лишь свинец и его соединения: глёт, сурик и свинцовые белила, В наше время, кроме свинцовых соединений, служащих делу и поныне, найден ряд и других соединений для названной цели, из которых особенно ценными являются соединения марганца и кобальта. Современ ная техника приготовления олиф располагает, таким образом, весьма разнообразным для этой цели материалом, с помощью которого вырабатываются различные по своим качествам олифы.
Вот перечень наиболее употребительных и наиболее действенных из современных материалов, число которых весьма велико. Наиболее активными из свинцовых соединений являются глёт, сурик и уксуснокислый свинец; из марганцовых: пере кись марганца и борнокислый марганец; из предложенных в недавнее время соединений кобальта - уксуснокислая окись кобальта.
Олифы с помощью названных сушек или, как часто называют их, нерастворимых сикативов получаются двумя главными способами:
1) обработкой масел непосредственно металлическими сушками: свинцовыми, марганцовыми и прочими соединениями и
2) обработкой масел специальными препаратами, получаемыми из названных сушек и носящими название растворимых сикативов. К олифам, получаемым последним способом, относятся так называемые линолеатные и резинатные олифы.
Олифы первого вида получаются варкой масла при более или менее высокой температуре со свинцовыми, марганцовыми, кобальтовыми и другими соединениями. Одним из видов такого рода олиф может служить обыкновенная свинцовая олифа, приготовление которой сводится к следующему.
Обыкновенная олифа, применяющаяся в малярном деле. Сырое льняное масло без всяких примесей ставится на огонь и нагревается до тех пор, пока на нем не перестанет образовываться пена, которую постоянно снимают. Тогда присыпают к маслу свинцовый глёт, хорошо высушенный (глёт перед этим нагревается в продолжение часа при температуре в 100-120 гр. Ц). На каждые 100 частей по весу масла берут 7-8 (и менее) весовых частей свинцового глёта. По прибавлении глёта масло нагревают до 285гр. Ц в продолжение 3-4 часов, постоянно помешивая. Затем олифа фильтруется.
Марганцовые олифы получаются варкой масла при более или менее высокой температуре с перекисью марганца, с борно кислым марганцем и пр.
Марганцовая олифа. В лоскуток тонкой материи (батиста) завертывается 1 г сухого борнокислого марганца в порошке, и узелок погружают в стеклянный сосуд, наполненный 500 г масла так, чтобы он был покрыт маслом. После этого сосуд ставится в теплое место с температурой не менее 40 и не выше 100 гр. Ц. В две недели масло готово. При нагревании сосуда в "водной бане" до 100 гр Ц. масло становится готовым ско рее. Если же подвергнуть масло варке, то оно будет готово в 1 час, но получает при этом значительную окраску.
Применяющиеся в позднейшее время в производстве олиф, лаков и т. п. кобальтовые соединения дают быстро высыхающие олифы (в 4-6 часов). Обыкновенно для приготовления кобальтовой олифы пользуются уксуснокислой солью окиси кобальта (ацетата кобальта) - веществом кристаллического строения с красновато-фиолетовой окраской. Приготовление олифы ведется таким образом.
Кобальтовая олифа. Масло, предназначенное для варки олифы, нагревается до 125 - 180 гр. Ц, после чего в него всыпается понемногу ацетат кобальта, который предварительно должен быть обращен в мелкий порошок. Для лучшего раство рения ацетата в масле последнее беспрерывно помешивают. По растворении кобальтовой соли олифа готова и подвергается отстаиванию или фильтровке. С течением времени (по прошествии приблизительно двух недель) она теряет свою окраску и становится очень светлой. На каждые 100 весовых частей масла берется от 0,25 до 0,3 весовых частей ацетата.
Химический процесс превращения жирных высыхающих масел при варке их с вышеназванными металлическими соеди нениями в олифе в общих чертах заключается в следующем. Под действием высокой температуры масла в присутствии свинца, марганца и т. п. частично разлагаются, т. е. омыляются, причем, с одной стороны, образуются свободные жирные кислоты (между ними муравьиная, масляная, уксусная и др.), с другой - часть освободившегося глицерина переходит в акролеин - удушливый газ, образующийся при варке масел (и подгорании жиров вообще). Свободные льняномасляные жирные кислоты входят в соединение со свинцом, марганцем и другими сушками, образуя льнянокислый свинец, марганец и пр., которые представляют собой соли жирных кислот льняного масла (мыла), носящие название линолеатов. При варке масла лишь небольшая часть его подвергается разложению, большая же часть и после варки состоит из глицеридов; кроме того, масло содержит в себе небольшое количество свинца, марганца и т. п., т. е. тех сушек, которые были введены в дело.
Линолеаты получают, кроме того, в виде особых препаратов, которые служат для приготовления олиф со слабым нагреванием масла или вовсе без него.
Линолеатные и резинатные олифы. Для упрощения производства олиф и получения их в менее окрашен ном виде в последнее время часто пользуются применением свинцовых, марганцовых и других линолеатов, которые способны растворяться в масле при невысокой температуре (100-180 гр. Ц) и оказывать сушащее действие на масло. Так как названные препараты растворяются, кроме того, в скипидаре, бензине и т. п., то они часто вводятся в масло и в таком виде Это совершенно избавляет от необходимости нагревать масло, а следовательно, является возможность получать еще более светлые олифы.
Кроме линолеатов существует еще вид препаратов, назы ваемых резинатами (от слова resina - смола), в производстве которых масло заменяется канифолью. Таким образом получаются соли смоляных жирных кислот, или, другими словами, свинцовые, марганцовые и другие мыла абиетиновой кислоты (см. "канифоль").
В зависимости от производства их линолеаты и резинаты могут быть сплавленными и осажденными. В первом случае они получаются сплавлением основании с жирными кислотами льняного масла или смоляными; во втором - осаждением водного раствора натровых солей жирных кислот льняного масла или абиетиновой кислоты с помощью какой-либо растворимой соли свинца, марганца и пр. Сплавленные линолеаты и резинаты имеют вид окрашенных твердых или мягких кусков, а также густой жидкости и, наконец, порошка; осажденные же представляют белый или окрашенный порошок. И те и другие растворяются в масле.
Из применяющихся в наше время линолеатов и резинатов наибольший интерес представляют кобальтовые, так как препараты эти не только придают маслу сушащие способности, но и действуют белящим образом на олифу. Ниже приводится один из способов приготовления резината кобальта.




Позже добавлено автором:
если интересно могу продолжить?
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 08:37:11 pm от boroduch »
Счастлив не тот у кого много, а тот кому достаточно!

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн zaichello

  • Безмятежный
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 2788
  • Возраст: 43
  • Из: Ленинграда
Да и не спорю, поэтому и полировать начал спустя сутки, как рекомендует Фёдор. Просто вот такие первые тактильные ощущения, что очень понравилось.

Здесь многие писали ( в том числе и Дмитрий) - есть очень хороший способ определения времени полной полимеризации: нанесите состав на стекло. Все будет понятно.
В полимеризации масел,масляных составах и т.д. - очень важны множество факторов: впитываемость подложки,текучесть ЛКМ,толщина слоя,влажность,температура и т.д. Это очень часто не часы и иногда не дни,а недели и месяцы,если составы реально натуральны.


 


Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
10 Ответов
21482 Просмотров
Последний ответ Января 12, 2013, 06:20:16 pm
от ravil
29 Ответов
22970 Просмотров
Последний ответ Сентября 24, 2018, 09:04:48 pm
от Polan1976
93 Ответов
56331 Просмотров
Последний ответ Сентября 19, 2018, 06:31:11 pm
от Bosss
36 Ответов
15361 Просмотров
Последний ответ Февраля 06, 2013, 03:25:32 pm
от pomidor
0 Ответов
8032 Просмотров
Последний ответ Мая 07, 2013, 09:00:22 pm
от id2567


woodtools.nov.ru

chipmaker.ru

lobzik.info

varnishop.ru

Схемы для выпиливания