Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:

ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЮЩИМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ФОРУМЕ!!!
Проблема с активацией аккаунта? Напишите на ( ignel(гав)mail.ru, ICQ 50389649 ), указав свой ник и адрес, с которого регистрировались.
Не забываем заглядывать в правила форума. Незнание правил не освобождает от ответственности!
Не забываем заглядывать в Раздел ТБ. Знание правил может спасти жизнь.

Есть вопросы по использованию форума? Ищите ответы в FAQ (ЧаВО). Там много полезного.
Ищете интересные материалы? Путеводитель по мастер-классам от наших форумчан

Расширенный поискРасширенный поиск  
Поиск с главной страницы ищет по всему форуму, поиск в конкретном разделе ищет только по этому разделу, поиск в конкретной теме ищет только в этой теме.

Автор Тема: Схемы заточки. Практика.  (Прочитано 50093 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Схемы заточки. Практика.
« : Апреля 10, 2014, 12:28:29 pm »
 Данная тема предназначена для обзоров текущей повседневной устоявшейся практики заточки. Без экспериментов и предположений - только уже отработанные и регулярно применяющиеся схемы.  Давайте совместными усилиями создадим из этой темы некую "базу данных" по подбору абразивов и методов работы, под конкретный инструмент и его задачи, отталкиваясь именно от повседневного рабочего опыта.
  С уважением.

Для начала, приведу краткую модель заточки:

Условно, заточку делят на три этапа:
1) обдирка
2) заточка
3) финиш
Так же и работу на каждом абразиве можно разделить на 3 этапа:
Первый - обдирка\формирование фаски, тут надо выйти на заусенец (не всегда - иногда на особо грубом зерне сознательно на кромку, на образование заусенки не выходят, чтобы не сажать на кромку особо грубые риски, которые потом трудно удалить, а нож утачивается лишнего, снимают только "мясо" с фасок, а на кромку выходят и её прорабатывают с появлением заусенца и его удалением на более тонком зерне, на следующем этапе заточки)
Второй - проработать всё максимально однородно, третье - удалить по-возможности заусенец. Это на обдирке\черновой заточке.

На собственно заточке:
Первое - удаляем риски от предыдущего абразива, второе - прорабатываем всё равномерно, подравниваем, третье - готовим клинок к переходу на более тонкое зерно - удаляем заусенец.

На финише, в третьем этапе обработки на последнем зерне добавляется ешё окончательное нанесение рисок в нужном направлении, после удаления заусенца, меняя стороны каждый проход и уменьшив давление, дабы не снимать лишнего и не натаскивать новый заусенец.

Особенно важно снижать давление , обрабатывая клинок ближе к скруглению к носику, т.е. там, где пятно контакта клинка с абразивом становится меньше, так как при уменьшении пятна контакта увеличивается агрессивность воздействия на клинок абразива и легко снять больше чем надо и\или натащить более жирную заусенку. Т.е. однородность обработки при изменении пятна контакта обеспечивается в т.ч. корректировкой давления на клинок.

Некоторые считают что избавляться от заусенца достаточно только на последней стадии и повысив угол существенно (собственно добрая часть заводской заточки делается по такому принципу, что доказывает часто его недостаточную состоятельность), но если не хотим, чтобы были ползущие дефекты и постоянное чрезмерное вытягивание заусенцы, то лучше его удалять на каждом абразиве, тем самым лучше подготавливая клинок к обработке его на более тонком. Вне зависимости от того, насколько сильно и с каким шагом шероховатости обработки собираемся повышать угол.

 Вышеуказанные принципы и "модель" процесса заточки, справедлива на чём бы её не выполняли, что на станках, что на ручных приспособах, что полностью вручную - она универсальна, она даёт принцип, понимание того, что нужно выполнить на каком этапе, что делаем и для чего. Когда это вот так разложено по полочкам в голове, получается минимизировать времязатраты (а это в первую очередь - не делать ни одного лишнего движения и не снимать лишней стали с клинка) и получать более повторяемый и прогнозируемый результат. Это конечно очень упрощённо и вкратце, есть ещё много нюансов и деталей, но в общем и целом - этого уже достаточно, чтобы более конкретно представлять себе процесс и экономично его выполнять с нормальным качеством на выходе.

   А теперь собственно, начнём о практике:
Выполнил очередную заточку простенького клинка, использующегося для простых работ по древесине, упаковочным материалам, иногда по продуктам. Клинок уже не новый, изрядно поработавший, в основном на даче и вообще на природе - финский Lauri PT.
      Характеристики клинка:
хим. состав:  C-0,81 Mn-0,56 S-0,004 P-0,01 Si 0,35 V-0,161 Cr-0,54, твёрдость: зонная закалка, на режущей кромке 63 HRC, к обуху 53 HRC (так в интернете , а я бы скорее сказал, что на РК скорее 61-62, а к обуху около 55-56, но это субъективно, понятное дело).
  Поскольку сведение у него неравномерное и имеется очень характерное утолщение к носику, ширина подвода, при проточке на неизменный угол, сильно гуляет.
  Затачивал на приспособе Ермак-4. Сет используемых абразивов:
   India-fine c маслом
   Boride CS-HD 600 с водой
   Boride AS-9 1000  с водой
 Далее, направка на коже с пигментом оксида хрома, наклеенной на бланк.  Общее время работы - примерно 20 минут.
Фото использовавшихся абразивных материалов:

 Визуально фаска выглядит весьма чистенько, проводка по ногтю показывает достаточную однородность РК:


 Чтобы убедиться в достаточности достигнутой однородности РК и остроты таковой, немного порезал сосновую дощечку вдоль волокон:

 Опять проверил на ногте РК и попробовал застрогать волос - вполне успешно:

 Фоном для этого фото послужила кожа с пигментом - обращаю внимание, насколько его немного и как он плотненько втёрт в кожу (наносился плотным ватным спонжиком с каплей воды).
 Для полноты обзора сделал пару фото РК в увеличении около 150х:

  Да, половинный угол при заточке на индиа был установлен 19 градусов, при переходе на борайд 600 я поднял его на 1\10 градуса, и при переходе на борайд 1000, ещё на 2\10. При подобном половинном угле посчитал необязательным выполнять микроподвод - сталь тут достаточно вязкая, и в отличие от поведения при заводской заточке этих клинков, РК не особо склонна к выкрашиванию.
 Всё вполне типично для использованных на префинише и финише абразивов, финиш конечно не самый аккуратный и тонкий, тем не менее, для текущих задач этого ножа, острота и однородность РК вполне удовлетворительны, равно как и время, затраченное на работу.
  С уважением.


 

Оффлайн Алексей-13

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1322
  • Возраст: 54
  • Из: Киев
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #1 : Апреля 10, 2014, 02:06:31 pm »
Повторюсь.
Р6М5 -  богородский нож (малый и большой). Быстрорез заусенца практически не дает (или очень маленький). Решил сразу на India Coarce, потом Fine. Fine хватило для этой стали, мне так показалось, и тест такое сказал (на бумаге).
Недавно насаживал топорище, использовал большой богородский. Отработал очень хорошо, мне понравилось, дерево похоже на ясень. Заточка выдержала все испытания. Немного удивлён, ведь ни сланец ни арканзас для финиша не использовал...

Оффлайн zmey

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5183
  • Лиха бѣда начало!
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #2 : Апреля 29, 2014, 11:47:28 pm »
Думаю что ссылка на "ганзу" будет полезна и в этой теме.
"Избрал немилость там, где повиновение не могло принести ему чести."
"Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает."

Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #3 : Мая 03, 2014, 02:43:03 pm »
Что-то как-то не заполняется темка(( Я-то думал, что примеров повседневной работы будет немало...
  Ну продолжу - последнее время оценив работу цусима-нагура по нержавейкам, о чём неоднократно говорил Николай К., я ввёл в постоянную практику помимо заточки бритв, и при правке кухни из аус-8 тонкопритёртый плотный хиндостан с суспензией цусима нагура либо после вашиты и перед арканзасом, либо вместо вашиты и сразу перед арканзасом, в зависимости от убитости РК кухонника. Поскольку при многих правках нержа обычно активно "устаёт" особенно при твёрдости не выше 58, пусть даже и высокохромистая она (13-14 %) но не суховатая, и микрозамятия кромки превращаются в нечто похожее на заусенку, то лучший способ её убрать - суспензия слабодробящегося мелкого зерна. Так это и работает, очищает РК от лишнего перед финишем. Суспензии много не надо - вот примерно столько:

 Поработал минуты четыре, проверил на ногте - равномерность хороша. Да, вот такая кромка была до правки:

 После хиндостана с суспензией цусима, невооружённым взглядом всё выглядит вот так:

В увеличении же, через лупу 60х + зум мыльницы, выглядит вот так (ширина фаски 1мм. +- одна десятая):

 В принципе, можно было на этом остановиться, но я столько последнее время всякого пробовал, что уже успел соскучиться по резу именно после арканзаса - всё-таки он мне нравится наверное более всего - самый беспроигрышный по соотношению агрессии и стойкости, на мой вкус. Взял старенький Нортон-Пайк:

 Ну и результат после него - разница очевидна:

  Вот теперь кромка привычная, как я люблю.

 К слову, перед правкой клинок всё ещё был способен прорезать кожицу помидора и резать его на ломтики толщиной по 1,2мм., но под своим весом он уже этого делать не хотел. Но это не главное - мне при приготовлении ужина вчера резко не понравилось как он режет грибы и овощи - в картошке стало подклинивать, грибы приходится дорезать - неаккуратно стало и некомфортно. Так что пора было править... Может это конечно перфекционизм, но когда готовишь любимой вкусный ужин, такой неаккуратный рез и некрасивый срез напрягает))....

P.S. Фото слегка кликабельны.
« Последнее редактирование: Мая 03, 2014, 03:38:09 pm от oldTor »

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Громоотвод 69

  • Больше 50 сообщений
  • **
  • Сообщений: 58
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #4 : Мая 07, 2014, 03:19:37 pm »
     Доброго всем здоровья!   купив в воскресенье на "блошке" отличный Белоречет, начал делать к нему коробочку  и быстро поняв, что стамеска "подсела" уже решил подправить ее привычным и очень эффективным способом ( к тому же очень бюджетным). Взял керамическую пластинку,нанес абразивную пасту с размером зерно прим. 3 мкм (к стати зерно у неё весьма хорошо дробиться на керамике в процессе работы), разровнял по поверхности другой такой же керамической пластинкой,-обязательная процедура, гарантирующая  что на поверхности керамики не будет комочков из слепленных зерен которые могут оставить глубокие царапины на РК. Заточка около 1 минуты, далее смочив маслом и вытерев поверхность керамики  почти без нажима разнонаправленными движениями убрал остатки заусенца и окончательно вычистил микрофаску. Вся "процедура" заняла минут 5, стойкость и качество РК получается не хуже чем от хорошего Арканзаса, а скорость работы выше заметно, а уж стоимость такой заточки-доводки...... просто смешная.     Стамеска "запела как песня" и дело пошло.   Удачи всем !


Позже добавлено автором:
  ссылка на фото======= http://fotki.ya...o/album/425457/
« Последнее редактирование: Мая 07, 2014, 03:21:42 pm от Громоотвод 69 »

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #5 : Июня 21, 2014, 02:38:22 pm »
Потребовалось поправить кухонничек, который уже фигурировал в теме ранее, в т.ч. в предыдущем обзоре.
 Данная схема заточки применялась мною ранее постоянно, в том числе и на куда более сложных и твёрдых сталях и весьма успешно.

  Для начала выполнил заточку на вашите, затем использовал Llyn Idwal с маслом. Вот эти камушки:

  Выглядит фаска вот так:

  Нельзя сказать, чтобы сланец работал особо тонко, особенно с маслом, так как выделяет лёгенькую суспензию, которая, смешиваясь с маслом, хоть и ускоряет работу и убирает с кромки остаточные заусеночные явления, но не позволяет достичь той же тонкости РК, как при работе с водой.
  Далее взял гусевский байкалит:

  Работал на нём также с маслом, естественно, и сделав несколько движений вдоль кромки, далее слегка зачистил фаску круговыми движениями, затем  поработал, нанося риски с противоположным на обоих подводах наклоном от перпендикуляра к РК. Напоследок слегка скруглил фаску, так как работал ранее с повышением угла при переходе на каждый последующий камень, хотелось получить более равномерную "линзочку".
 Поверхность фаски приобрела ту саму. характерную визуализацию поверхности:


Напоследок несколько проходов по коже, наклеенной на бланк и работа закончена. "Бритвенный" тест на рез волоса нож проходит, но кромка весьма агрессивная в резе, что я и старался получить - на доводочном этапе очень много зависит от амплитуды движений, комбинации  и преобладания тех или иных.
  В свете данной темы хотел бы добавить, что Llyn Idwal у меня не так давно и не так уж чтобы мною особо изучен, тем более что он у меня только один, но в ракурсе данной работы на его месте можно было бы использовать много других сланцев - тот же грин бразилиан, например. Т.е. главное условие - достаточно твёрдый и не слишком тонкий сланец, который способен оперативно зачистить риски от предыдущего абразива, для более успешной и быстрой работы на последующем - финишном.
« Последнее редактирование: Июня 21, 2014, 02:44:52 pm от oldTor »

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #6 : Июля 19, 2014, 02:04:46 pm »
На правах ремарки:
 В ракурсе мною сказанного о том, что нормально заточенный даже без изысков нож из первого поста в отличие от таких же клинков с заводской заточкой, не склонен к получения сколов и что этот аспект часто исключительно на совести заточника, предлагаю ознакомиться с фото и кратким обзором состояния клинка после плотного поюза в отпуске по ссылке:
http://www.live.../post331337370/

Оффлайн Botanic

  • Больше 20 сообщений
  • **
  • Сообщений: 27
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #7 : Января 18, 2015, 09:57:49 pm »
Ножи:
tramontina stainless - кухня - небольшие замины в рамках 20мкм.
Начинаю на вашите.
Часто на ней и заканчиваю (с уменьшением нажима и убиранием заусенца, ессно), т.к. остроты толком и не требуется.
Когда не хочется прорезать что-то (скатерку, например) кроме колбасы, то +хиндостан с суспензией умегахаты\botan\mejiro-нагуры.
Или LI (чуть грубее, агрессивнее, но быстрее).
+\- потом финиш на сланце - TOS, LM, Guanxi, Grey Alania - в доводочном режиме с повышением угла.

Аналогично wenger (только для него беру уже вашиту потоньше), opinel stainless\carbon.
Для последних уже можно и байкалит\арканзас вместо сланцев.

VG-10, ки-гами - синтетика до ~6КГрит + bbw, а лучше coti.
AUS-8 (Kanetsugu для рос. рынка) точил давно, но схема была излюбленной: синтетика до kasumi 3000 включительно (заменил на cerax new 3000)+ GreenBrazilian.

Думаю что ссылка на "ганзу" будет полезна и в этой теме.

Ссылка съела пробел со смайликом и не работает:
http://forum.gu...24/1356069.html

С уважением, Олег.
Думай правильно - сначала,
делай правильно - затем.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Sergey Che

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 2751
  • Возраст: 43
  • Из: Чебоксар
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #8 : Января 20, 2015, 08:09:12 pm »
  Я обычно, что инструмент, что кухонный нож начинаю выводить электрокорундом М28 (Р600),
  дальше тоже э/корунд или КК зерном Р1000, после этого на КК Р2000, редко ещё на камне КК Р5000,
  а после всего на сланце - Алании или Бордо.

  Мне вполне хватает остроты после такого незатейливого затачивания.  :i-m_so_happy:

Оффлайн Bosss

  • Андрей
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 2674
  • Возраст: 57
  • Из: Тульская губерния
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #9 : Марта 21, 2015, 10:15:43 am »
Друзья частенько приносят заточить стамески. Разные. Как правило, еще советского изготовления. Абсолютно в ужасном состоянии. Никаких плоскостей, никаких фасок, нечто кривое и тупое, либо после пыток стамески наждаком и также криво. Со словами "Нужно чего-то сделать. Заточишь? А то я не умею..."
Неприемлю тащить стамески из углеродки на наждак из-за возможности отпуска стали, если только приходится снимать много металла, с каким уже ничего сделать нельзя и просто для экономии времени и сил.
Подобрал на работе пару грубых камней от наждака - оксид алюминия диаметром 300 и абразивностью 160, и из карбида кремния диаметром 400 размерностью 63. Вот на них ручками с водой за вполне сносное время удается вывести геометрию - нижнюю плоскость и фаску. По заусенцу уже видно примерно, как он тянется, как отламывается приблизительно закалку стали.
Далее все просто - убрать риски при сохранении геометрии. Индия обычно Медиум и вашита №1 (или Лили Увайт), Ллин Индвал либо хиндостан. Для многих стамесок этого вполне хватает в соответствии с качеством их изготовления. А хорошие экземпляры, с качественно закалкой довожу - на одном из камней - Блэк, транслюцент, яшма, байкалит. Время много не занимает, но стамески начинают резать заметно чище и легче. Дальше пробую на полуторце древесины, и если рез дерева блестит, значит добился нужного состояния РК.
Сделать хорошую, красивую с точными углами фаску на стамеске сильно помогает Веритасовское приспособление. Как и сделать точно микроподвод.
Недостатки инструмента не раздаются бесплатно, а исключительно за Ваши деньги...

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #10 : Июня 26, 2015, 03:10:26 am »
Возник тут вопрос о способности ножа застругивать волос после проверки кромки на остроту и наличие заусенки, путём снятия стружки с древесины. Мне инсинуации по возможности такого, в общем-то рядового момента, поднадоели - на скорую руку снял видео. Это актуально для данной темы, так как речь про не раз тут упоминавшийся кухонник и весьма рядовым для меня образом заточенный и правленный:
Взял вот свой петти из аус-8, относительно недавно правленный на арканзасе. Волоски, правда, из бороды - в общем что было под рукой)

 

 

 Участок реза от пяты и до полоски скотча - маркера не нашлось под рукой, да и потом обязательно скажут что заехал на участок за пределами маркера)

 Конечно волос не с головы, но и нож после правки уже более недели как минимум работает на кухне, правда аккуратно, - овощи на буковой ровной доске, да бутерброды с колбасой и сыром, но и сталька "всего лишь" aus-8 и это кухонник, а не стамеска, не аутдорник и не ЕДЦ.
 В общем, вот так выходит у меня рабочая правка и острота, неподготовлено к какому-либо тесту - чисто как есть. Ничего особенного в этом не вижу - точу и правлю себе так. Если буду готовиться и выбирать сталь - думаю покажу результат поинтереснее...

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #11 : Июня 28, 2015, 08:11:08 pm »
Заточил тут на одном из стандартных сетов абразивов чистрайдер из стали 9Cr18mov. Водники масахиро s-1000, суэхиро рика 5000 и финиш на нортоновском арканзасе стареньком HB-6 c оливковым маслом.
 В конце последней части построгал сосновый брусок и намеренно "поймал сучка" - на микрофото, единственные обнаруженные после этого забои на РК - менее 10мкм глубиной:

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Hedgehog66

  • R2ATQ
  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5461
  • Возраст: 51
  • Из: Moscow
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #12 : Июня 28, 2015, 08:33:52 pm »
построгал сосновый брусок и намеренно "поймал сучка"

Самые злые сучки - еловые. ;)

Но как же он тогда железку эту редкостную на еловом сучке загубил... Вот же случай! И старик принимался репетировать последнее перед смертью слово: "Всем прощу - еловому сучку не прощу", хотя, что оно будет предсмертным, не знал.
...
А еще, проходя мимо флигелька, где маялся лежачий столяр, и услыхав "еловому сучку не прощу...", чужой человек сказал: "Стамеской сперва сучок убираем, не слыхал, что ли?". Дядя Миша вскинулся, придерживая кальсоны, качнулся к окну и, никого уже там не застав, стал каяться: "Я думал, так фугану! Поленился, Господи!"
Эппель А. И. "Чужой тогда в пейзаже"
Всем успехов.
Дмитрий.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #13 : Июня 28, 2015, 11:23:23 pm »
 Надо будет пару еловых чурочек с дачи приволочь на предмет осознанного загубления тестовых железок)

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Hedgehog66

  • R2ATQ
  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5461
  • Возраст: 51
  • Из: Moscow
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #14 : Июня 28, 2015, 11:26:51 pm »
Поллитру? Вдребезги? Да я тебя ...! )))
Всем успехов.
Дмитрий.

Оффлайн bass

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 196
  • Возраст: 37
  • Из: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей
    • www.rezlandia.ru
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #15 : Июня 29, 2015, 10:18:18 am »
Ярослав, спасибо.
Прямо захотелось побежать и купить suehiro rika 5000. Правда, стоит почти по рублю за каждый грит )))

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #16 : Июня 29, 2015, 11:17:43 am »
 Я свой покупал, когда он стоил гораздо меньше, но надо сказать, что долгое время я его использовал неоптимально - я часто его применял на бритвах. Его однородность работы для синтетика - просто отличная, но риску всё-таки на бритвах нарезал агрессивную довольно, и с засаливанием на углеродках есть сложности, а также выглаживание некоторое. Однако, несмотря на достаточно твёрдую керамическую связку, на собственной суспензии ровняется и освежается на матированном стекле или граните - легко довольно.
 Но всё-таки он имеет смысл именно для легированных сталей - и что помягче, и что потвёрже - отлично работает и очень чисто. Порошковые стальки берёт прекрасно - тот же элмакс мне очень понравилось на нём обрабатывать, да и не только. Ну и отдельно отмечу, что такой большой шаг зерна, при переходе на него с 1000-ника - совершенно нормально происходит - удобно и оперативно.
 Учитывая низкую вырабатываемость его, может имело бы смысл поискать б\у, чтобы не платить слишком много.
 Да, замачивать правда его приходится довольно долго - пожалуй он в этом плане превышает рекомендации производителя - врожде как на бумажке было написано что минут 7-10, но мне приходится замачивать минут 12-15 скорее. правда у меня очень сухо. Хранится кстати он нормально, просыхает не быстро, но геометрия камня при высыхании не гуляет.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн SergeyGor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #17 : Июля 07, 2015, 10:06:22 am »
Добрый день. Не знаю, в ту ли ветку спрашиваю.. Прошу меня извинить, если что! Да и вопрос по заточке ножей, но тут, я так понял, это тоже обсуждается!

Точу ножи на приспособе. Камни у меня Shapton Pro. Последние 5000 и 12000. Точу ножик из M390 от Бенча.
Что меня удивляет: После 5000-го поверхность практически зеркальная, но есть редкие риски. После 12000 - менее зеркальная, вся в мелких рисках (если просто глазами смотреть). Это нормально? При этом, мне кажется, что 12000 камень работает активней. Под микроскопом риски довольно глубокие, поверхность далеко не гладенькая, на самой РК небольшие зазубринки.

Теперь ближе к теме. Я так понял, есть смысл финишировать на арканзасе (с оливковым маслом): добавит стойкости РК. Он лучше "выгладит" поверхность, чем 12000 Shapton?
И совсем уж бытовой вопрос: на каком именно?
этот: http://sharpeni...lucent-arkansas
или этот: http://www.ru-c...-dlja-edge-pro/
будут хороши и дадут лучший (чем shapton) результат?

Много прочитал про финиш на коже с пастой или просто коже, но я так понял, что устойчивей РК будет после камней (работой на зерно), а не кожи.. поправьте, если ошибаюсь!

Оффлайн oldTor

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1070
  • Возраст: 35
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #18 : Июля 07, 2015, 08:54:05 pm »
Вам скорее в эту тему, хотя у Вас не один вопрос, в рамках одной темы ответить сложновато.:
http://forum.wo...p?topic=51428.0


 Лично мне переход с 5000 на 12000 кажется слишком большим по шагу зерна, если только не выполнять при переходе на 12000 повышение угла. Но тут вообще достаточно нюансов - шэптоны, как камни рекомендованные для работы с водой в качестве СОЖ, в зависимости от стали и состояния клинка при переходе на них, могут работать недостаточно эффективно при недостатке воды, что на приспособах с подвижным абразивом - конструктивная особенность.
 Ещё есть момент, что если я правильно помню - шэптон про рекомендованы для столярного инструмента - у меня легированные стали на нём давали чрезмерную засаленность и это здорово мешало работе. 
Зазубринки на кромке могут иметь различное происхождение и нередко причина не одна, а совокупность факторов -
 особенности стали и её термообработки (например крупные карбиды которые просто вываливаются из кромки когда она становится достаточно тонкой, даже если сталь достаточно вязкая, тем более не стОит забывать о хрупкости карбидов)
 Ещё момент - водные камни, имеют свойство зализывать риски от более грубого абразива, да и свои собственные, по мере падения абразивной способности камня, например из-за засаливания, или выглаживания. 12.000-ник же может просто вскрыть эти зализанные риски - это не редкость, что достаточно грубые становятся заметны неубранные ранее, именно к финишным этапам. Чтобы это минимизировать, полезно использовать в частности небольшое увеличение угла заточки при переходе на каждый следующий абразив - кстати, для бенчей характерна, по крайней мере была раньше - заточка на две фаски заводским образом. И только потом нитевидная микроскопическая линия от снятия заусенчика на полировальнике - т.е. с некоторой натяжкой можно сказать что заводская - почти что "на три фаски". Заводским образом это выполняется очень грубо и неряшливо, обычно, но идея - хорошая по своей сути и при грамотной реализации - превосходна.
 Шэптон про 12000 вообще довольно агрессивный камень - например для тонкой заточки бритв он мне не понравился - слишком зубастая кромка выходит.
 Ещё момент - твёрдые стали с достаточно ярковыраженной риской, при переходе на тонкий камень с слишком большим шагом зерна - могут просто поцарапать его поверхность рёбрами рисок и он станет работать недостаточно однородно - камню с относительно мягкой связкой, с легко обновляющейся рабочей поверхностью - это не так страшно, довольно твёрдый же может потребовать поскорее заняться его притиркой.

 Арканзас - доводочный камень, работать может очень тонко, при соответственной подготовке его поверхности и навыке заточника, однако, соответственно тонкости своей работы, снимает металл он на глубину собственной риски не так быстро - т.е. актуален будет также не при работе по всему подводу, но при выполнении микроподвода или лёгкого повышения угла на финише - создания и доводки финишной фаски - обычно она имеет ширину около 0,2мм и меньше - до 0,02мм. вполне имеет смысл, даже на малых углах заточки.  Визуально для невооружённого взгляда он может и не дать поверхности столь блестящей, как после 12000. Однако это немало зависит опять-таки от стали и от техники доводки.
 Применение доводочных абразивов на приспособах "апексоидах" - достаточно спорно, так как трудно подобрать подходящее давление при работе и свободу смен направлений движения и амплитуды таковых - трудно работать легонько. Однако можно получить недурной результат, при некотором навыке.
  По арканзасам есть отдельная тема - о них лучше задать вопрос там. Моё же мнение довольно субъективно и те, что по ссылке мне в работе не знакомы.
 Что касается кожи - отличная вещь направка на чистой коже после того, как кромка чистенько доведена. Пастированныя кожа годится и иногда может дать хорошие результаты, если не пытаться заменить ею финишный камень - дотачивать на эластичном полировальнике с абразивом - кратчайший путь к завалу кромки и вытягиванию заусенца, который при том может быть трудноидентифицируем даже в микроскоп.  Однако направка на коже с абразивом, иногда полезна - обычно хватает 5-7 движений на сторону, лёгеньких, чтобы сделать кромку более однородной. Если при этом не достигнута требуемая острота и характер реза - значит надо возвращаться на камни - дальнейшее елозенье на пасте только усугубит ситуацию.
  И потом - не все пасты одинаково полезны и требуют достаточно много внимания к тому как и сколько их наносить на кожу. Следить же за абразивной гигиеной пастированного ремня довольно сложно. Однако он иногда оказывается полезен. Сам я использую только кожу с чистыми пигментами оксида хрома или оксида железа, втёртыми в кожу либо с каплей воды, либо с каплей масла.
  Всё это не совсем по теме, я бы рекомендовал разбить вопросы по частям и задать их в профильных темах.
Успехов!
 

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн SergeyGor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #19 : Июля 08, 2015, 11:39:58 am »
Ух, два раза перечитывал Ваш ответ! Особенно интересно было прочитать про "зализывание".

Вопросы по посту: Повышение угла заточки при смене абразива. На сколько (в градусах) повышать? Добиваться ли выхода на всю режущую кромку после перехода на новый абразив с повышением угла (если нет, то РК получится как бы скругленной, я так понял, что это не очень хорошо...).

Ну и просто глобальный вопрос, даже стыдно его задавать  :embar:!
Хочется научиться точить до перерезания волоса на весу (при устойчивой РК) (три недели назад уверенное строгание бумаги казалось чудом, а две недели назад, когда ножи начали неплохо брить предплечье - народ на работе на меня стал косо посматривать, ибо волос на теле практически не осталось  ;D, но теперь то я знаю, что можно достичь большего!!). Пока (на шептонах до 12000) получается только хорошее бритье предплечья, щетину не бреет на роже  :furious:.
1. Можно ли заточить на 12000 шептоне до строгания/перерезания волоса, или уверенное бритье это предел остроты для такого абразива?
2. Арканзас (какой) даст такую остроту?
Прямота рук, безусловно, важна.. понятно, что сразу не получится, но есть ведь и физические ограничения абразивов...
Точу на апексоиде (профиль). Смотрю в увеличилку и микроскоп биологический (глубина резкости маленькая, но если прицелиться, видно неплохо).

Оффлайн Hedgehog66

  • R2ATQ
  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5461
  • Возраст: 51
  • Из: Moscow
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #20 : Июля 08, 2015, 11:44:11 am »
1. Можно ли заточить на 12000 шептоне до строгания/перерезания волоса, или уверенное бритье это предел остроты для такого абразива?
До такого можно даже на 3000 заточить, а уж на 5000 - гарантированно. Я бы вам посоветовал на этих уровнях и остановиться пока. Нет смысла пользоваться сверхмелкими абразивами, не уяснив основ. 
Всем успехов.
Дмитрий.

Оффлайн SergeyGor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Из: Москва
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #21 : Июля 08, 2015, 12:35:17 pm »
До такого можно даже на 3000 заточить, а уж на 5000 - гарантированно. Я бы вам посоветовал на этих уровнях и остановиться пока. Нет смысла пользоваться сверхмелкими абразивами, не уяснив основ.

Тогда моя проблема в силе нажима? Слишком сильно давлю на финишном камне?
Работать на финишном на зерно или от зерна (был уверен, что на зерно)?
Стараться риски от абразива оставлять перпендикулярно РК (вести камень от носика к основанию лезвия) или по касательной к РК (вести от основания к кончику) (на апексоиде)? И когда, кстати, будет РК более стойкой? как риски от абразива должны лежать?

Оффлайн Hedgehog66

  • R2ATQ
  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5461
  • Возраст: 51
  • Из: Moscow
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #22 : Июля 08, 2015, 12:53:38 pm »
Эти вопросы многократно обсуждались и вполне доступны к изучению на форуме. ;) Если конспективно, то:

- Чем тоньше камень, тем легче нажим. "Базовый" - 2-3 кг/см. кв. На тонких камнях - вообще 0.5, как-будто кошку гладишь.
- На зерно. От зерна, как правило,  правят кромку на мягких притирах (кожа, липа и пр.).
- Риски идут под углом примерно в 45 к РК и попеременно взаимопересекаются.
- Правка вдоль РК имеет место и пользуются ею очень авторитетные заточники. Я смысла пока не уяснил и такой методикой не пользуюсь.
- Кромка будет более стойкой, если помимо снятия слоя металла происходит его уплотнение (наклёп). Такое случается при финише на твёрдых камнях, типа арканзаса, байкалита, белоречита, яшмы и пр.

Ещё раз - вы познакомились с основами и добились некоторых результатов. Я рекомендую на этом этапе остановиться и подтянуть теорию (читая материалы раздела) - с учётом полученной практики вы обнаружите много нюансов, которые ранее просто пропустили. Тогда большинство вопросов отпадёт само собой.
Всем успехов.
Дмитрий.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн zmey

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 5183
  • Лиха бѣда начало!
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #23 : Июля 08, 2015, 10:20:34 pm »
Правка вдоль РК имеет место и пользуются ею очень авторитетные заточники. Я смысла пока не уяснил и такой методикой не пользуюсь.
Не претендую на истинность, но "зубастая" заточка мне нравится на овощах, где есть шкурка и мякоть. Доводка вдоль РК понравилась на нарезке рыбы тонкими ломтиками и сала. Это чисто интуитивно, без объяснения особенностей которых я не знаю и не особенно хочу знать. Просто нравится так доводить ножи для разных пищевых продуктов.

"Избрал немилость там, где повиновение не могло принести ему чести."
"Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает."

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Алексей Дейкин

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 8204
Re: Схемы заточки. Практика.
« Ответ #24 : Июля 08, 2015, 10:28:00 pm »
Я довожу стамески и рубаночные ножи вдоль режущей кромки. Просто привык так(удобнее).......

Это когда от руки. После приобретения тележки стал доводить поперёк. Честно говоря особой разницы не заметил....

 

woodtools.nov.ru

chipmaker.ru

lobzik.info

varnishop.ru

Схемы для выпиливания