Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:

ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЮЩИМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ФОРУМЕ!!!
Проблема с активацией аккаунта? Напишите на ( ignel(гав)mail.ru, ICQ 50389649 ), указав свой ник и адрес, с которого регистрировались.
Не забываем заглядывать в правила форума. Незнание правил не освобождает от ответственности!
Не забываем заглядывать в Раздел ТБ. Знание правил может спасти жизнь.

Есть вопросы по использованию форума? Ищите ответы в FAQ (ЧаВО). Там много полезного.
Ищете интересные материалы? Путеводитель по мастер-классам от наших форумчан

Расширенный поискРасширенный поиск  
Поиск с главной страницы ищет по всему форуму, поиск в конкретном разделе ищет только по этому разделу, поиск в конкретной теме ищет только в этой теме.

Автор Тема: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.  (Прочитано 1409 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Здравствуйте уважаемые мастера!
Не имея значительного опыта в деревообработке,пришлось заниматься изготовлением деревянной крышки для небольшого прибора:
Нажмите для показа скрытой информации
Я решил, что для этого подойдёт пиленый шпон ясеня 4мм. Были куплены 2 ламели 160*3000*4. После распиливания на заготовки, половина немного выгнулась (видимо одна ламель была недостаточно просушена?)
Нажмите для показа скрытой информации
Беру ровные заготовки, фрезерую на ЧПУ из них крышку:
Нажмите для показа скрытой информации

Приклеиваю на ПУР оргстеклянную внутреннюю деталь, под прессом. И первую неделю всё просто замечательно.
----------
И вот проблема:
Через некоторое время ясень начинает ещё сильнее усыхать в перпендикулярном волокнам направлении, не приклеенные ясеневые крышки (без оргстекла), пролежавшие в шкафу месяц, усохли по длине на целых 2мм.
Приклеенные же при усыхании выгнули всю деталь:
Нажмите для показа скрытой информации
:'(
Как с этим бороться?
Я так понимаю, сразу после фрезеровки надо чем-то пропитать дерево, чтобы волокна не скукоживались? Или после приклеивания пропитывать? Но что за средство сможет проникнуть на 2-3мм в ясень и зафиксировать состояние?

Оффлайн Hedgehog66

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 5482
  • Возраст: 50
  • Из: Moscow
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #1 : Декабря 30, 2016, 12:12:46 pm »
Только переклейка.
Всем успехов.
Дмитрий.

Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #2 : Декабря 30, 2016, 12:24:28 pm »
Переклейка?
Вы имеете ввиду сделать заного деталь с нуля?
Это конечно, всё что выгнулось на выброс.
Но я уже переклеил штук 5 крышек и все выгибаются через некоторое время. То есть оно начинает сужаться после приклеивания на стекло.

Оффлайн AOHot

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1742
  • Из: Сергиев Посад
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #3 : Декабря 30, 2016, 12:38:04 pm »
Приклеивайте шпон с обеих сторон детали. Иначе изогнет даже с переклейкой.

Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #4 : Декабря 30, 2016, 01:34:06 pm »
А возможно ли пропитать ясень каким-нибудь лаком?
Приклейка с обратной стороны шпона не представляется возможной, так как там крепится электроника.
И нужно сохранить геометрию в целом, кромки, дисплей, кнопки.
Я вот думаю, может вносить в деталь усадочное увеличение размера, например 1,5% на длину. Полежит месяц- сузится до требуемого и остановится.

Оффлайн dkrok

  • Больше 50 сообщений
  • **
  • Сообщений: 61
  • Из: Лиссабон - Прага
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #5 : Декабря 30, 2016, 02:22:55 pm »
А с чего вы вообще взяли что склейку дерево + оргстекло не будет крутить?

Онлайн ASDF

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Возраст: 45
  • Из: Подольск
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #6 : Декабря 30, 2016, 02:24:58 pm »
А возможно ли пропитать ясень каким-нибудь лаком?

Анакрол-90 кажись называется, ножеделы это любят. Ещё цианакрилатом вроде пропитывают, его купить проще.

Я вот думаю, может вносить в деталь усадочное увеличение размера, например 1,5% на длину. Полежит месяц- сузится до требуемого и остановится.

Зимой влажность в помещении 40%, летом - 70. Будет у вас прибор со встроенным гигрометром.
чтобы приготовить суп с фрикадельками, сначала очистите пельмени от оболочки

Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #7 : Декабря 30, 2016, 03:00:49 pm »
Видите ли в чём дело, всё это дерево лежит уже несколько месяцев в одном и том же помещении. Досочка из которой сделана крышка имеет устоявшуюся форму. После фрезеровки, в независимости от влажности (<<<обращаю внимание) деталь сжимается. Видимо "межкольцевое волокно", как-то начинает сжиматься (на фрезере изменили внутренние напряжения). Ясное дело что при изменении влажности будет изменение формы, но это другой фактор и он решается гидрофобизацией. но до этого надо как-то побороть изменение геометрии в следствии нарушения баланса внутренних напряжений.
Вот я и пытаюсь узнать как это решить.
Спасибо за наводку на анакрол 90, нужно попробовать, хоть технология и специфична. Цианакрилат, как-то в голову приходил да.
Роясь по поиску, так же попадалась тема с амиачной водой- перераспределение молекулярных связей в целюлозе, что может быть помогло бы устранить напряжения.
Может лак на водной основе использовать сразу после фрезеровки?

Оффлайн Vlad007

  • Влад А.Л.
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 738
  • Из: Украина
  • Хоббист
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #8 : Декабря 30, 2016, 03:37:49 pm »
Подобная работа: Блокнот (записная книжка) расспросите автора, в чем секрет.

На вашем бы месте попытался поиграть с термодревесиной, или купить или самому изготовить(по крайне мере мне эксперименты интересны).
Менее интересный вариант склеить из 3-х слоев, средний поперек по принципу фанеры, должно сработать.
Измерьте влажность шпона методом взвешивания(взвесить вначале, засунуть в духовку/микроволновку пока не перестанет терять вес), если нормальный(профессиональный) влагомер не доступен.
Прошу,обращайтесь ко мне на ТЫ. На Вы, если  хотите наругать.

ИМХО, на истинность не претендую. Поправьте, если заблуждаюсь.

За это сообщение сказали "спасибо":


Онлайн ASDF

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Возраст: 45
  • Из: Подольск
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #9 : Декабря 30, 2016, 03:52:30 pm »
Видите ли в чём дело, всё это дерево лежит уже несколько месяцев в одном и том же помещении. Досочка из которой сделана крышка имеет устоявшуюся форму. После фрезеровки, в независимости от влажности (<<<обращаю внимание) деталь сжимается. Видимо "межкольцевое волокно", как-то начинает сжиматься (на фрезере изменили внутренние напряжения).

Ну да, может просто сушили так, что напряжения остались. Ваша заготовка - совокупность растянутых и сжатых слоёв. Вы часть древесины срезали - и перераспределённые внутренние напряжения погнули заготовку уже по-другому.

Роясь по поиску, так же попадалась тема с амиачной водой- перераспределение молекулярных связей в целюлозе, что может быть помогло бы устранить напряжения.
Может лак на водной основе использовать сразу после фрезеровки?

Аммиачная вода - это та же тема, что и гнутьё. Так что ищите рецепты по гнутью. Водный лак, КМК, тут никакого толка не даст, один вред будет. Надо или полноценную пропарку, как при гнутье, или химию, или вообще не трогать. Кстати, паровлажностную обработку применяют и при сушке - для снятия внутренних напряжений.

Но всё равно, при наклейке на пластмассу из-за изменений влажности крутить будет.

На вашем бы месте попытался поиграть с термодревесиной, или купить или самому изготовить(по крайне мере мне эксперименты интересны).

Термоясень, если брать сильной прожарки, по сравнению с обычным имеет заметно меньшую прочность. Т.е. вид терять будет значительно быстрее. Не как сосна, конечно, но и совсем не ясень.
чтобы приготовить суп с фрикадельками, сначала очистите пельмени от оболочки

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн AOHot

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1742
  • Из: Сергиев Посад
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #10 : Декабря 30, 2016, 05:36:25 pm »
Во первых, пропитать анакролом поперек волокон будет очень затруднительно.
Во вторых, анакрол требует температурной  полимеризации после пропитки и нужно, чтобы он не вытек. Как вы этого добьетесь на широкой доске? Вытекать он будет намного лучше, чем пропитывать.
Про пропитку цианокрилатом в серьезных темах ничего не слышал. Скорее всего это из области слухов. Так как его рекомендуют разводить в растворителях чуть ли не 1 к 20, а это значит никакого заполнения древесины не получится.
Видимо эти слухи возникли на аналогии пропитки метилметакрилатом. Им пропитывать можно, но где его взять? Он внесен в перечень прекурсоров.
И в третьих, избавиться от изгибающих моментов вы все равно не сможете, так как ваши слои имеют разные коэффициенты теплового расширения и гнуть их будет не только от влажности, но и от окружающей температуры.

Оффлайн Vladimir_Vas

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 4351
  • Из: Воронеж
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #11 : Декабря 30, 2016, 07:49:31 pm »
Как с этим бороться?
Что-то за спойлерами ничего не открывается. Вы бы рассказали, что именно делаете - показали бы, тогда и решение нашлось бы.


Оффлайн Hedgehog66

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 5482
  • Возраст: 50
  • Из: Moscow
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #12 : Декабря 30, 2016, 07:50:08 pm »
Вы имеете ввиду сделать заного деталь с нуля?
Я имею в виду, что заготовку надо склеивать из нескольких частей, чтобы они взаимно компенсировали деформации друг друга. Либо набирать щит из делянок, как мебельный щит, либо склеивать несколько взаимно перпендикулярных слоёв  подобно клееной фанере, либо в исходной плашке пропиливать пазы гребёнкой и вклеивать в них рейки. Вариантов много, цель одна - разорвать волокна дерева или дать им перетягивать друг друга. А приклеивать всю эту конструкцию к оргстеклу или к гофрокартону - уже несущественно.

Он внесен в перечень прекурсоров.
Это слово только звучит страшно, а с покупкой - никаких проблем, просто пару лишних бумажек заполнить в магазине. Другое дело, что в данной ситуации оно не надо в принципе. :)

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #13 : Декабря 30, 2016, 08:16:46 pm »
Как с этим бороться?
Что-то за спойлерами ничего не открывается. Вы бы рассказали, что именно делаете - показали бы, тогда и решение нашлось бы.


Я итак показал, но произошла техническая накладка, видимо, прошу прощения. Изменил ссылки на изображения, надеюсь, сейчас всё показывает.

Оффлайн maestrostolar

  • Больше 250 сообщений
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Возраст: 48
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #14 : Декабря 30, 2016, 09:01:57 pm »
У вас почти радильный (полурадиальный) спил - деформации должны быть минимальны
В первом случае когда нарезанные лежат горизонтально - всегда будет выгибать тарелочкой - снизу высыхает медленней чем сверху - их желательно хранить вертикально
А уже приклеенную всегда выгнет от того что от стороны пластика доступ воздуха перекрыт и в зависимости от влажности будет выгибать тоже
Как по мне - лучший выход правильная переклейка щита - с последующим роспуском на ленточке и возможно рейсмус
Если руки золотые - тогда не важно откудова они растут!
Если работа идёт слишком легко, значит, где-то допустил ошибку
Пара верстаков
http://forum.wo...p?topic=76937.0

Оффлайн Vladimir_Vas

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 4351
  • Из: Воронеж
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #15 : Декабря 30, 2016, 09:14:08 pm »
надеюсь, сейчас всё показывает.
Да, теперь видно.
Шпон поперек волокон не обладает стабильностью геометрии. Принципиально. Поэтому целесообразно изменить соотношение толщин. Взять пластину - нет, не оргстекла, по возможности, а, например, стеклотекстолита в 3 мм толщиной. И на неё наклеить шпон толщиной 0,6 мм. Лучше - на контактный клей - он более эластичен. Вот тогда есть надежда на стабильность геометрии. Чтобы адгезия клея была выше лучше брать фольгированный стеклотекстолит и перед наклейкой тонкого шпона на него фольгу содрать. Под фольгой поверхность имеет отличную адгезию к клеям.

За это сообщение сказали "спасибо":


Оффлайн AOHot

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 1742
  • Из: Сергиев Посад
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #16 : Декабря 30, 2016, 10:12:25 pm »
Это слово только звучит страшно, а с покупкой - никаких проблем, просто пару лишних бумажек заполнить в магазине
Извиняюсь за оффтопик, но были случаи, когда после заполнения подобных бумажек приходили люди из контроля за оборотом наркотиков и нормальная жизнь заканчивалась. Проверялись журналы учета прекурсоров,  ответственные за хранение, наличие и сертифицированность сейфов и помещений для  хранения и т.п. Короче, нарушения будут обязательно, а это уже уголовная статья или немалые откупные.

Оффлайн Treugolnik

  • Сергей Орлов
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 776
  • Возраст: 56
  • Из: Москва
  • Не стой под струёй...
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #17 : Декабря 30, 2016, 10:25:19 pm »
все выгибаются через некоторое время. То есть оно начинает сужаться

Уточните -  выгибаться, или ещё и уменьшаться в размере?

Оффлайн Seplus

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Возраст: 29
  • Из: Екатеринбург
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #18 : Декабря 31, 2016, 01:00:40 am »
все выгибаются через некоторое время. То есть оно начинает сужаться

Уточните -  выгибаться, или ещё и уменьшаться в размере?

Правильно будет сказать- уменьшение в размере по длине на примерно 1,5%, в следствии чего выгибается этот "бутерброд"
Деталь которая не наклеена, не выгибается, а просто сжимается по оси перпендикулярной волокнам.

Оффлайн kevton

  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 566
  • Из: Самарская обл.
    • Немного рабочего
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #19 : Декабря 31, 2016, 08:21:29 am »
Вставлю свои 5 копеек,  если для внешнего вида не важно направление волок, попробуйте сделать внутренние выборки чпу не вдоль как на фото, а поперек волокн. 

Оффлайн ШТУРМАН БАСОВ

  • Больше 100 сообщений
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Возраст: 38
  • Из: Ейск
    • ZEBRANO Lab.
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #20 : Декабря 31, 2016, 01:56:00 pm »
Наклеивали шпон на мдф 8мм чтобы не выгнуло, загнали под пресс на несколько дней. Осталось несколько панелей, лежат уже пару лет, не выгибаются.
Так что можно попробовать в пресс на длительное время, тогда возможно не будет такого напряжения.
Красота спасёт мир...

Оффлайн Murzzzilk

  • Сергей
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 5418
  • Из: Пушкино
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #21 : Декабря 31, 2016, 03:42:43 pm »
Наклеивали шпон на мдф 8мм чтобы не выгнуло, загнали под пресс на несколько дней. Осталось несколько панелей, лежат уже пару лет, не выгибаются.
Так что можно попробовать в пресс на длительное время, тогда возможно не будет такого напряжения.
У Seplus два материала одинаковой толщины и разного влажностного расширения. Что с ней ни делай, всё равно будет изгибаться. Даже фанера, уж на что древесный материал, и в том нечётное количество слоёв, чтоб одни друг друга компенсировали.
ИМХО, тут выход - либо 3 слоя - шпон-пластик-шпон, либо тонкий шпон на толстое оргстекло, если действительно нужно оргстекло.
Но я бы, как перестраховщик, делал а-ля фанеру из шпона, в три слоя.

Оффлайн Vlad007

  • Влад А.Л.
  • Больше 500 сообщений
  • *****
  • Сообщений: 738
  • Из: Украина
  • Хоббист
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #22 : Декабря 31, 2016, 10:49:55 pm »
Теоретически термодерево должно выдержать, оно мертвое, не так реагирует на перепады. Но это только предположение, со шпоном дело не имел, смог достать только буковую доску до 20мм толщиной, после зимовки на улице геометрию не изменила.
С переклейкой конечно тоже можно попробовать, но нужно покупать шпон и гарантии нет.
Прошу,обращайтесь ко мне на ТЫ. На Вы, если  хотите наругать.

ИМХО, на истинность не претендую. Поправьте, если заблуждаюсь.

Оффлайн odnoderevo

  • Больше 50 сообщений
  • **
  • Сообщений: 59
Re: Шпон + оргстекло, коробление при усыхании.
« Ответ #23 : Декабря 31, 2016, 11:05:41 pm »
По моему скромному опыту,использовать шпон или поперечные выборки стоит попробовать.Всякую химию-без понятия.Лучше традиционно-поискать древесину ,крторая где то долго полежала,т.е.выдержанную,тоже играет,но уже в каких то пределах.Породу подобрать-орех лучше будет себя вести ,чем ясень.Затем продумать саму конструкцию чего там у вас.Кромки ведь не должны свободно болтаться.Как шкатулка или корпус муз.инструмента.Тогда все будет связано.Не пренебрегайте опытом предков,а химия-ну ее ,можно обойтись.


Отправлено с моего iPad используя Tapatalk

 

woodtools.nov.ru

chipmaker.ru

lobzik.info

rubankov.net

Kreg

Flexy Heat 2

varnishop.ru

Схемы для выпиливания

Sindicat.ru

CNC Bit

CMT Shop

Jet

RUS-CNC